1.Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Я торопилась, волновалась, готовилась, думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду. - В чём необычность моего обращения к вам, ребята? Да, я описала свое эмоциональное состояние словами – действиями. - А с каким настроением пришли на урок вы? - Чего ждёте от сегодняшней встречи? Какие чувства сейчас испытываете? - Попробуйте, пожалуйста, по аналогии описать своё настроение (хочется гулять; ожидаем чего интересного; рады встрече с вами) Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Учитель предлагает ученикам выбрать букву определённого цвета, тем самым деля обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную, желтую - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. | Приветствие обучающихся. Выбирают букву. Определяют координатора группы. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Работа с текстом (слайд ) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме | -Как надо прожить жизнь. Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5. Подготовка к обобщению понятий, правил «Мозговой штурм» Обобщение понятий и правил темы | - Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием? Предложите план нашей работы на уроке. Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? - Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными в корнях слов. С каким чередованием гласных мы познакомились на предыдущих уроках? - Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (Заучить, сгруппировать.) - Как мы их будем группировать? (Правописание корней с чередующимися гласными а - о, е - и зависит от ударения, от суффикса а, от последующей согласной и от значения.) - Сейчас мы с вами заполним таблицу с чередующимися гласными в корне слова, примеры вы приводите , объясняете их правописание. «Восстанови таблицу» Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А) Условия написания гласной в корнях с чередованием | Корни с чередованием | 1. От ударения; | 1. -кас-, -кос; | 2. -раст-, -рос-, -ращ-; | 2. От последующей буквы; | 3. -зар-, -зор-; | 4. -бер-, -бир- и др. | 3. От наличия суффикса А после корня. | 5. -лаг-, -лож-; | 6. -гар-, -гор-; | Проверка с доски Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни. - А сейчас, ребята, перейдём от теории к практике. А) Упр. 156 Б) Карточка - Замените глаголы в скобках синонимами, обозначьте орфограмму. - Какими синонимами мы будем заменять? -Какую орфограмму мы сегодня повторяем? (Чередующиеся гласные в корне.) -Следовательно, синонимы должны быть с этой орфограммой. Ребята (устроились) на отдых у реки. Быстро (появились) на берегу палатки. Заря (угасала). Один за другим (вспыхивали) костры. Девочки вскипятили чай, а мальчики (протоптали) тропинку к ручью. (Коллективная работа. Ответы – расположились, выросли, догорала, разгорались или разжигались, проложили.) Самостоятельная работа с текстом. - Ребята, что вы видите на карточке? Просмотрите. (Текст.) - Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом? - Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.) - Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др. - Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.) - Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные? ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.) - Сколько колонок у нас получится? (Три) - Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.) - Вторую? (Непроверяемые гласные.) - Третью? (Чередующиеся гласные.) - Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.) - А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали. Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.) Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой. Ключ. Проверяемые безударные гласные | Непроверяемые безударные гласные | Чередующиеся безударные гласные | задержались | камышом | предполагали | у озера | ребята | растительности | на плоту | сверкало | расположились | пекло | вернулись | заросшего | | | загорелые | | | прикоснуться | | | зорька | | Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка Ученики перечисляют группы корней. Их нельзя проверить ударением Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп Выполняют задание, данное учителем Работа у доски, графически объяснить. Ученики самостоятельно выполняют задание, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту. -Правописание гласных в корне слова -Чередующиеся гласные в корне слова Дети работают в группах. Самопроверка с доски | Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества) Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником |
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент») Лист самооценки работы в группе. | Задает вопросы: -Что мы делали сегодня на уроке? -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Работу группы? | Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |