kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в корнях с чередованием»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в корнях с чередованием»»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема: «Гласные в корнях с чередованием».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

  2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах













Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент


Приветственное слово учителя:

- Я торопилась, волновалась, готовилась, думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду. 
- В чём необычность моего обращения к вам, ребята? 
Да, я описала свое эмоциональное состояние словами – действиями. 
- А с каким настроением пришли на урок вы? 
- Чего ждёте от сегодняшней встречи? Какие чувства сейчас испытываете? 
- Попробуйте, пожалуйста, по аналогии описать своё настроение (хочется гулять; ожидаем чего интересного; рады встрече с вами) 


Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.


Учитель предлагает ученикам выбрать букву определённого цвета, тем самым деля обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную, желтую

- Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу.

Приветствие обучающихся.
















Выбирают букву.

Определяют координатора группы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом (слайд )

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме











-Как надо прожить жизнь.


Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?»

-Назовите устно пропущенные буквы.


-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.



«Гласные в корнях с чередованием»

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.Постановка учебной проблемы


- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок?

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..


Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составляют предложения:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..


Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Подготовка к обобщению понятий, правил
















«Мозговой штурм»












































Обобщение понятий и правил темы













- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.







Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

- Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными в корнях слов. С каким чередованием гласных мы познакомились на предыдущих уроках?

- Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (Заучить, сгруппировать.)

- Как мы их будем группировать? (Правописание корней с чередующимися гласными а - о, е - и зависит от ударения, от суффикса а, от последующей согласной и от значения.)

- Сейчас мы с вами заполним таблицу с чередующимися гласными в корне слова, примеры вы приводите , объясняете их правописание.



«Восстанови таблицу»

Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А)

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

1. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

2. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;

4. -бер-, -бир- и др.

3. От наличия суффикса А после корня.

5. -лаг-, -лож-;

6. -гар-, -гор-;

Проверка с доски

Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни.

- А сейчас, ребята, перейдём от теории к практике.


А) Упр. 156

Б) Карточка


- Замените глаголы в скобках синонимами, обозначьте орфограмму.

- Какими синонимами мы будем заменять?

-Какую орфограмму мы сегодня повторяем? (Чередующиеся гласные в корне.)

-Следовательно, синонимы должны быть с этой орфограммой.



Ребята (устроились) на отдых у реки. Быстро (появились) на берегу палатки. Заря (угасала).

Один за другим (вспыхивали) костры. Девочки вскипятили чай, а мальчики (протоптали) тропинку

к ручью.

(Коллективная работа. Ответы – расположились, выросли, догорала, разгорались или разжигались, проложили.)


Самостоятельная работа с текстом.

- Ребята, что вы видите на карточке? Просмотрите. (Текст.)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

- Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.)

- Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др.

- Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.)


- Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные?

( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.)

- Сколько колонок у нас получится? (Три)

- Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.)

- Вторую? (Непроверяемые гласные.)

- Третью? (Чередующиеся гласные.)

- Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.)

- А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.


Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.

Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.


Ключ.

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся безударные гласные

задержались

камышом

предполагали

у озера

ребята

растительности

на плоту

сверкало

расположились

пекло

вернулись

заросшего



загорелые



прикоснуться



зорька



Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка


Ученики перечисляют группы корней.

Их нельзя проверить ударением

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения












Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу







Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп











Выполняют задание, данное учителем



Работа у доски, графически объяснить.



Ученики самостоятельно выполняют задание, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.




-Правописание гласных в корне слова


-Чередующиеся гласные в корне слова


Дети работают в группах.

Самопроверка с доски








Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.
















Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

















Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)


Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)









Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)






Лист самооценки работы в группе.

Задает вопросы:

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Работу группы?

Ответы на вопросы учителя.







Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

  1. Упр. 159 или упр.161.

  2. Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне слова.




Приложение



Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куприянова Алина Александровна

Дата: 28.08.2022

Номер свидетельства: 612281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание корней - гор-, -гар-. "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-korniei-ghor-ghar"
    ["file_id"] => string(6) "198642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428427078"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е – и.» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "141107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418056080"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 6 классе на тему: "Буквы а–о в корне ­гар­ – ­гор".­ "
    ["seo_title"] => string(108) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-6-klassie-na-tiemu-bukvy-a-o-v-kornie-ghar-ghor"
    ["file_id"] => string(6) "246955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446479220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства