kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Доказательства в рассуждении".

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок развития речи в 5 классе на тему "Доказательства в рассуждении".  учащиеся к концу урока должны понимать значение терминов по теме : "тезис", "аргумент","доказательство", "рассуждение", уметь составлять текст рассуждения по плану; уметь.аргументированно доказывать тезис или не соглашаться с ним. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Доказательства в рассуждении". »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме: «Доказательства в рассуждении».

СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.

Предметная область: русский язык

Класс: 5

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Доказательства в рассуждении».

Цель: повторить типы речи, развить понятие о рассуждении, научить писать сочинение рассуждение.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

  • формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

  • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

  • формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

  • формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме: «Доказательства в рассуждении».

Оборудование урока : ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности


- Добрый день, ребята! На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Я называю имя сущ-ное, а вы показываете красную сторону, если оно нариц-ое, а зеленую-если собственное.


Выбирают сторону светофора, демонстрируя усвоение знаний

Личностные:

самоопределение,

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные:

анализ.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли


2

Актуализация и пробное учебное действие.


Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ.

Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов?

У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов.

1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…

2-Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.


И под утро снегом

Поле побелело, точно пеленою

Все его одело.


Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


3-Вечер, перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда».

«Завтра уже среда», - подумал Колька и похвалился:

-А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?

-Верно,- согласилась мать

.

Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он?

Скажите, пожалуйста, какие тропы использует автор при описании зимнего дня? (Олицетворения, эпитеты, метафоры).

А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.








Отвечают на вопросы, выполняют задание.







Личностные:

нравственно-этическое оценивание.


Регулятивные:

целеполагание


Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ.


Регулятивные: саморегуляция.


Коммуникативные:

построение речевого суждения.



3

Целеполагание к деятельности


Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?

Правильно, доказывать свое суждение. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока?

Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод.


Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока


Личностные:

смыслообразование


Регулятивные:

планирование


Познавательные:

структурирование знаний,

анализ, синтез, сравнение, рассуждение.


Коммуникативные:

разрешение конфликта,

умение выражать свои мысли

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради:

1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;

2.-высказывание, обсуждение.

Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное).


Научимся правильно писать это слово (морфемный разбор): один ребенок идет к доске:

РАС_СУЖД_ЕНИ_Е.

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, , выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.


Личностные:

Осознание своих возможностей в учении

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,


Познавательные:

анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.


Коммуникативные:


планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов,

умение выражать свои мысли.


5

Реализация построенного проекта. .



В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.)

Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину)

Давайте попутно вспомним, каково назначение повествования и описания (рассказать, изобразить)

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.


Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.


Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация, подведение под понятие.


Коммуникативные:

разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

6

Первичное закрепление


Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре:

А)- 1-Общее впечатление о предмете.

2-Детали предмета.

Б)-1-Начало события.

2-Развитие события.

3-Кульминация

4-Конец события, развязка.

В)-1-Тезис

2-Доказательства

3- Вывод.


Все верно. Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете? Да. Вы не знаете, что означают термины. Посмотрите на экран и спишите определения в тетрадь:

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-шпаргалки, или слова-конструкторы:

При формулировании тезиса- я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова –

Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…





Личностные:

Иметь возможность осваивать новые виды деятельности


Регулятивные:

Контроль, коррекция.


Познавательные:

Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.


7

Самостоятельная работа в группах


Сейчас вы делитесь на пять групп, и каждая группа получает задание. Докажите, что:

  1. весна-это существительное;

  2. теплая – это прилагательное;

  3. пришла – это глагол;

  4. кадет – это существительное

  5. храбрый – это прилагательное

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить.




Далее самопроверка по эталону.


Личностные:

Участие в творческом, познавательном процессе

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.


Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение, доказательство.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли


8

Включение в систему знаний и повторение.

Соревнование «Лучший редактор»

Определите, являются ли данные тексты рассуждением.

1.-Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Колька ехали в трамвае. На одной остановке вошла старушка. Коля быстро встал и сказал : «Садитесь, бабушка, пожалуйста». А когда мы вышли, помог старушке донести до дома тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек! ( Здесь нет тезиса)

2.-Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше, вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком подвязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (это сравнительная хар-ка).

Читают текст, доказывают свою точку зрения, делают вывод.
















Личностные:

осуществление личностного морального выбора


Регулятивные:

коррекция, оценка


Познавательные:

построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли


9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

-Что такое тезис?

- Как строится рассуждение?

-Какие слова помощники можно использовать?

Давайте еще раз воспользуемся светофориками: если урок понравился, показываем зеленую сторону, если нет – красную.


Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


Домашнее задание:

На основе упр.484 написать сочинение-рассуждение. Тему сочинения можно выбрать свою.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Дают ответы на вопросы










Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Алла Сергеевна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация  урока русского языка во 2 классе по теме "Виды текста" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-vidy-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "189367"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426873157"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Гармония») Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_garmoniia_ti"
    ["file_id"] => string(6) "397557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488557421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Технологическая карта урока русского языка на тему: "Правописание слов с безударными гласными в корне""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "266885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450266970"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка для 4 класса "Наречие" по УМК "Гармония""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykadlia4klassanariechiiepoumkgarmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "296375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455985895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства