Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.
Тема: «Доказательства в рассуждении».
Оборудование урока : ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята! На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Я называю имя сущ-ное, а вы показываете красную сторону, если оно нариц-ое, а зеленую-если собственное. | Выбирают сторону светофора, демонстрируя усвоение знаний | Личностные: самоопределение, Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
2 | Актуализация и пробное учебное действие. | Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ. Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов? У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов. 1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы… 2-Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… 3-Вечер, перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда». «Завтра уже среда», - подумал Колька и похвалился: -А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю? -Верно,- согласилась мать . Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он? Скажите, пожалуйста, какие тропы использует автор при описании зимнего дня? (Олицетворения, эпитеты, метафоры). А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение. | Отвечают на вопросы, выполняют задание. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: целеполагание Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. |
3 | Целеполагание к деятельности | Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока? Правильно, доказывать свое суждение. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока? Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод. | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока | Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение. Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради: 1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности; 2.-высказывание, обсуждение. Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное). Научимся правильно писать это слово (морфемный разбор): один ребенок идет к доске: РАС_СУЖД_ЕНИ_Е. | Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, , выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы. | Личностные: Осознание своих возможностей в учении Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. |
5 | Реализация построенного проекта. . | В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.) Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину) Давайте попутно вспомним, каково назначение повествования и описания (рассказать, изобразить) | Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, классификация, подведение под понятие. Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
6 | Первичное закрепление | Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре: А)- 1-Общее впечатление о предмете. 2-Детали предмета. Б)-1-Начало события. 2-Развитие события. 3-Кульминация 4-Конец события, развязка. В)-1-Тезис 2-Доказательства 3- Вывод. Все верно. Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете? Да. Вы не знаете, что означают термины. Посмотрите на экран и спишите определения в тетрадь: Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать. Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. Вывод – то, что следует из сказанного выше. Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-шпаргалки, или слова-конструкторы: При формулировании тезиса- я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд… Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру… В выводе логично использовать слова – Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу… | | Личностные: Иметь возможность осваивать новые виды деятельности Регулятивные: Контроль, коррекция. Познавательные: Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера. |
7 | Самостоятельная работа в группах | Сейчас вы делитесь на пять групп, и каждая группа получает задание. Докажите, что: весна-это существительное; теплая – это прилагательное; пришла – это глагол; кадет – это существительное храбрый – это прилагательное | Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. Далее самопроверка по эталону. | Личностные: Участие в творческом, познавательном процессе Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Соревнование «Лучший редактор» Определите, являются ли данные тексты рассуждением. 1.-Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Колька ехали в трамвае. На одной остановке вошла старушка. Коля быстро встал и сказал : «Садитесь, бабушка, пожалуйста». А когда мы вышли, помог старушке донести до дома тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек! ( Здесь нет тезиса) 2.-Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше, вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком подвязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (это сравнительная хар-ка). | Читают текст, доказывают свою точку зрения, делают вывод. | Личностные: осуществление личностного морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. -Что такое тезис? - Как строится рассуждение? -Какие слова помощники можно использовать? Давайте еще раз воспользуемся светофориками: если урок понравился, показываем зеленую сторону, если нет – красную. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Домашнее задание: На основе упр.484 написать сочинение-рассуждение. Тему сочинения можно выбрать свою. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы | Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |