1. | Внутренняя мотивация учащихся на самостоятельное принятие цели, создание проблемной ситуации или использование личностного опыта учащихся . Интрига. Принятие цели. | | Приветствует учащихся, предлагает совместное путешествие в мир Синтаксиса и Пунктуации. Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. А какое путешествие может быть без карты? Но перед нашим уроком возникла непредвиденная ситуация: пропала карта. Что же делать? Не будем отчаиваться, ведь самое главное, что у нас есть – это наши знания и желание преодолевать различные трудности, поэтому мы с вами справимся с этим испытанием. Чтобы решить эту трудную задачу, мы разделимся на 3 команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем! Первая станция, которую мы должны посетить называется « Теоретическая» | Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе. Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока. | Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение и создание способа решения проблемы поискового характера. Регулятивные: целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. |
2. | Совместное планирование с учеником деятельности Замысел. | http//files.schol-collection.edu. ru | Учитель задаёт вопросы, корректирует совместно с учащимися ответы. 2. Эвристическая беседа (повторение теоретического материала по разделу). Что изучается в синтаксисе? Какими бывают предложения по наличию грамматических основ? Какие предложения мы называем простыми? Какие предложения мы называем сложными? На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений? При помощи чего связаны простые предложения в БСП? На какие группы делится сложное союзное предложение? Вы справились со сложной задачей: вы смогли проложить правильный маршрут, и теперь мы можем смело путешествовать по нему. Но приключения на этом не закончатся, впереди нас ждут много испытаний. Мы добрались до станции «Орфографическая 3. Словарная диктовка (с самопроверкой и взаимопроверкой) Учитель диктует слова- термины. Синтаксис, грамматика, предложение, пунктуация, обстоятельство, словосочетание, дополнение, приставка, определение, суффикс, фонетика, орфограмма. Дополнительное грамматическое (разноуровневое) задание (на интерактивной доске) 1 уровень: составить одно словосочетание, сделать его синтаксический разбор и схему. 2 уровень: составить одно простое предложение, сделать его синтаксический разбор и схему. 3 уровень: составить мини- текст в котором одно предложение должно быть БСП. Составить схему этого предложения. 4. Устный связный рассказ на тему «Члены предложения» (с использованием опорной схемы по теме на интерактивной доске). Учитель предлагает учащимся составить рассказ на одну из предложенных тем. Ребята, быстрым шагом перебираемся на следующую станцию «Синтаксическая». Динамическая пауза Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево. 5.Синтаксическая пятиминутка. Учитель демонстрирует предложения на интерактивной доске: Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. | Учащиеся делятся на группы, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Учащиеся записывают слова под диктовку, объясняют и обозначают известные орфограммы. Самопроверка, у слабых учащихся –взаимопроверка с сильными учащимися. Учащиеся определяют для себя задание по уровню: сильные ученики составляют мини-текст, а слабые-словосочетание с последующим его синтаксическим разбором. Учащиеся по вариантам составляют рассказ на грамматическую тему « Главные члены предложения.» «Второстепенные члены предложения.» Защищают свои работы, ипользуя слайдовые презентации. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся записывают предложения, строят алгоритм рассуждения, определяют количество грамматических основ, составляют схемы и объясняют наличие или отсутствие пунктограмм. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение решать проблемы. Личностные: смыслообразование. Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
3. | Организация групповой и самостоятельной деятельности учащихся по дифференцированным заданиям. Вариативные дидактические материалы Выбор, действие. | http//fcior.edu.ru | 6. Групповая работа. Сочинение на лингвистическую тему (проверка домашнего задания). Учитель организует проверку домашнего задания. а) Что даёт нам знание пунктуации?» б)» Если вдруг из языка исчезнут второстепенные члены предложения…» в) Можно ли обойтись в русском языке без главных членов предложения?» г) Словосочетание - значимая единица синтаксиса?» д) Без обращения никуда?» е) Роль диалога и прямой речи в нашем языке.» Ребята мы завершаем своё путешествие на станции «Пунктуационная». 7.Расшифровка и конструирование предложений по схемам. Учитель на интерактивной доске демонстрирует схемы предложений:
[ ], а [ ]. [ ],(когда …). А: “П”. “П”, - а. [О, …]! Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении? 8. Разбор сложных предложений, составление схем. Учитель распределяет раздаточный материал. Каждой команде выдаются карточки с БПС, СПП и ССП. В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят. Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь. Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля. 9 . Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка). Учитель предлагает разноуровневые тестовые задания ( на выполнение задания отводится 5 минут.) Ключ , бланки для ответов на тесты и критерии оценки учитель демонстрирует на интерактивной доске после завершения работы. | Учащиеся в группах презентуют домашние сочинения, делают устный анализ работ и оценивают выступления. Учащиеся анализируют схемы, проводят пунктуационный разбор и составляют предложения, отвечают на вопрос, делают вывод. Учащиеся делают синтаксический разбор предложений, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы. Ученики проходят тестирование, выбирая соответствующий уровень; проверяют в парах по ключу работу друг у друга. | Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание, преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,учёт разных мнений. Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Личностные: способность самооценки своих действий. |
4. |
Подведение итогов урока.
Рефлексия | | Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо справились с испытаниями: проложили правильный маршрут путешествия, побывали в роли исследователей русского языка и показали хорошие знания. 1 . Что мы повторили на сегодняшнем уроке? 2.Что вызвало затруднения? Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. Учитель просит каждую команду подсчитать количество жетонов.Побеждает та команда, участники которой набрали большее количество жетонов. | Ученики отвечают на вопросы, делают вывод. Учащиеся выбирают и демонстрируют тот жетон, изображение на котором соответствует их эмоциональному состоянию в настоящий момент. Учащиеся считают количество жетонов, выставляют с учителем оценки. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие для самостоятельного формулирования учащимися итогов урока. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях. |