- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
повторить пройденный материал об именах существительных и прилагательных, усвоить сходства и различия между частями речи, формировать умение правильно и точно использовать имена существительные и прилагательные в устной и письменной речи. Развивать речь, память и мышление, совершенствовать коммуникативные навыки ,развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности.
Средства (оборудование):
1)учебник по русскому языку(УМК «Гармония» М.С. Соловейчик);
5) Инструкционные карты, листы самооценки.
Этап урока
| Цель
|
Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности.
| Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Долгожданный дан звонок, начинается урок. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2.Актуализация знаний. | Закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлого урока. |
Выполняют минутку чистописания в тетрадях, учитель следит за посадкой.
Работа по одному у доски, остальные в тетрадях. | Организует диалог с учащимися. Загадка: Дел у меня немало - я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня ... (зима) 1. Мин.чистописания. -Зима одела все деревья в серебристый наряд, белоснежным ковром застелила землю. И мы будем писать красиво и аккуратно. -Что любит рисовать мороз на стеклах? (узоры) Вот и мы начнем нашу работу с узора. - Каллиграфическое написание какой буквы будем сегодня отрабатывать? -Ребята, что вы можете рассказать об этой букве? 2. Словарная работа. - Ребята, зима нам приготовила подарки. Давайте подумаем и вставим нужные буквы. З..ркало круглое К..нфета вкусная В..лосипед быстрый К..ртина красивая П..лотенце махровое - Что объединяет слова в первом столбике? А во втором? - Можно ли их объединить? Почему? | Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.
Дети записывают число. Классная работа.
("з" – согласная, парная, звонкая, на письме может обозначать два звука [з], [з])
| Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные-самоопредление, оценивание. |
3. Целеполагание. Выход на тему, цель, учебные задачи. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Диалог учителя и учеников | - Сформулируйте тему нашего урока Тема урока: имя прилагательное и существительное. - Сегодня мы будем повторять и вспоминать все, что знаем об этих частях речи. - Помимо этого, вы будете сами себя оценивать (знакомлю детей с самооценкой) | Формулируют тему и задачу урока Тема урока: имя прилагательное и существительное. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4.Работа над темой. | Подведение детей к самостоятельному выводу Проверка понимания способа действия. | Повторить правила работы в парах. Обсуждение, выводы После окончания один ученик от группы защищает свою работу.
Коллективное выполнение задания.
Самостоятельная работа в тетради. Работа у доски. | Организует подводящий диалог, уточняет правило 1.Работа в парах: 1группа: составляет кластер об имени существительном, составляет кластер об имени прилагательном После окончания защищают свою работу.
2.Ну а теперь закройте глаза, а теперь откройте. Мы попали в зимний лес Полный сказок и чудес. -1. Посмотрите, разбойник ветер перепутал слова в предложениях. Составьте из слов предложения. укрыла, зима, землю, белым, одеялом надели, деревья, шапки, снежные кружатся, легкие, воздухе, в, пушинки любуемся, лесом, зимним, мы
Получившийся текст. Зима укрыла землю белым одеялом. Деревья надели снежные шапки. В воздухе кружатся легкие пушинки. Мы любуемся зимним лесом. - Сделайте синтаксический разбор: 4 предложения - Для чего имя прилагательное служит в нашей речи? (чтобы она была точной и выразительной)
3.Работа в группах: (раздаю карточки с лисой, зайцем и волком) - Ребята, в нашем зимнем лесу есть очень много зверей, я вам дам существительное, которое обозначает название зверька, а вы сейчас посоветуйтесь в группе и с помощью имен прилагательных составите описание этого зверька, а мы все вместе попробуем его отгадать. - Но только ли эти звери живут в зимнем лесу? А кто еще? Как живется зимой зверям и птицам? - Что нужно делать для тог, чтобы им было легче перезимовать? - Молодцы! И с этим заданием вы прекрасно справились. | Составляют кластер, обсуждают в паре, делают вывод, сравнивают и добавляют свою информацию. Один человек из пары выходит к доске, объясняет выполнение задания.
Дети составляют по одному предложению и записывают его.
Дети отвечают на вопросы.
Обсуждают в группе, делают вывод, сравнивают и добавляют свою информацию.
Показывают связь с жизнью. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
5.Гимнастика для глаз. | Снятие усталости с глаз | Мультимедийная презентация | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
6.Первичное закрепление материала | Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки. | Совершенствование знаний по теме.
Диалог учителя и учеников.
Работа в тетради | -А теперь сконцетрируем внимание на именах существительных и именах прилагательных, для этого выполним упр.№465, стр. -Прочитайте 1 отрывок. -О каком животном идет речь? -Какие части речи помогли понять, о ком идет речь? -Послушайте как бы звучал текст без прилагательных. «Красавец этот гигант. Морда. Как корни рога. Сам и ноги.» _-Какие еще части речи вам встретились? -Прочитайте 2 отрывок. -О ком этот отрывок? -Какие части речи вам помогли догадаться, что это обезьянки? - Запишите заголовок ко второму отрывку. Спишите предложение, В словах с пропущенными орфограммами укажите части речи. | Работа с учебником.
Один ученик читает , другие следят. (лось) (прилагательные)
(им. существ.)
(об обезьянках) (прилагательные)
Работают с предложением. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самопроверка | Закрепление знаний. | Игра «Проделки ветра»
| Зимой очень часто дует сильный, холодный ветер, поэтому выполним задание «Проделки ветра» - Распределите имена прилагательные по родам. 1 ряд выписывает- ж.р., 2 ряд выписывает – ср.р., 3 ряд выписывает – м.р. Сильный, громкая, морозное, жаркий,большая , дальняя, зимнее, быстрый, высокое, маленькие. - Как вы определили род прилагательного? (По окончанию) - А почему никто не выбрал прилагательное маленькие?
| Учащиеся выписывают слова по группам Проверка по эталону. | Коммуникативные: распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | | -Над чем сегодня работали на уроке? - Трудно ли было на уроке? - Какие задания вызвали затруднения? - Что помогло справиться с трудностями? | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Этап разъяснения домашнего задания | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Объяснение. | Стр.58, упр.№469 | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с карточками, Оценка своей работы. | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка
«Для меня сегодняшний урок…» | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |