Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №65 М.В.Петровой
Тема | Прошедшее время глагола |
Цели | Образовательные: создание условий для овладения обучающимися знаниями о прошедшем времени глагола Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности - Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем - Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли - Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы |
Планируемый результат | Предметные: Знать морфологические признаки глагола в прошедшем времени Уметь находить глаголы в прошедшем времени в тексте, отличать их от формы инфинитива и глаголов настоящего и будущего времени, выполнять морфемный разбор этих глаголов Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД) |
Основные понятия | Инфинитив, прошедшее время глагола, суффикс |
Межпредметные связи | Русский язык. Литература |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Русский язык. 5класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2011. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность Учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Уточнить тип урока; Уточнить тематические рамки | Готовятся к восприятию информации | Создание атмосферы сотрудничества Уточняет тип урока
Уточняет тематические рамки. | Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания | | (Коммуникативные УУД) Уметь слушать собеседника |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие(3 мин) Цель: Готовность мышления и осознание потребности. | Слушают учителя, выполняют задание, перерабатывают информацию. | Организовывает работу учеников.
| Записать слова с доски, выделить корень, определить с какой гласной в корне мы работаем: с проверяемой, с непроверяемой, чередующейся: Заболел, побелила, вредил, отводили, подарили, позвонил, прокатились, укололся, ночевали, пас. | Организация активной мыслительной деятельности учащихся. | (Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
(Коммуникативные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию
(Регулятивные УУД). Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
III.Выявление места и причины затруднения (5 мин). Цель: выявление и фиксация места затруднения, причины | Ученики находят общий признак, который объединяет записанные глаголы | Организует фронтальный опрос учащихся | Вопросы Что общего у всех слов, которые вы написали? (это глаголы прошедшего времени – Как вы это определили? – Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем времени? (Суффикс ) – У какого глагола нет этого признака? (Пас.)- этот глагол относится к глаголам прошедшего времени??? | Вспомнили определение глагола, инфинитива, суффикса | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
(Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. . (Регулятивные УУД). Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . |
IV построение проекта выхода из затруднения(6мин) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
| Создание образовательной цепочки глаголов прошедшего времени | | – Образуйте инфинитив от глаголов: пас, вез, нес. Что заметили? () – как изменяются глаголы в прошедшем времени? Поизменяйте данные глаголы по родам и числам – Сделайте вывод. В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-. Н а б л ю д е н и е над образованием глаголов прошедшего времени от инфинитива на -чь (-чи). – Образуйте форму прошедшего времени от глаголов: беречь, стеречь, увлечь. – Что заметили? (Чередование конечного согласного корня.) | Закрепление определения инфинитив, создание схемы образования глаголов прошедшего времени | (Познавательные УУД). Уметь работать с схемой (Коммуникативные УУД). Уметь составлять задания для партнера. (Регулятивные УУД). Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу. |
Vреализация построенного проекта (4 мин) Цель: построение и фиксация нового знания. | Создание схемы отличия глаголов прошедшего времени от других форм | Организует работу, задание. | 1 группа предлагает глаголы в прошедшем времени, 2 группа создает глаголы прошедшего времени - создайте форму прошедшего времени мужского рода от глагола лаять (лаял). – Понаблюдайте, сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом -л-. | Закрепление умений отличать глаголы в прошедшем времени от других форм глагола | (Познавательные УУД). Уметь работать с учебником (Коммуникативные УУД). Уметь аргументировать выбор. (Регулятивные УУД). Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельно, анализировать собственную работу. |
VI. первичное закрепление (5 мин) Цель: применение знаний в типовых заданиях | Выполнение задания по нахождению глаголов прошедшего времени
| Организация работы | – Запишите только глаголы прошедшего времени в столбик. Учитель д и к т у е т. Испек, говорит, закричит, вылетел, поговорила, прошумит, летела, стоял, читает, выстроили. – Рядом в скобках напишите грамматические признаки этих глаголов, докажите, выделив в них морфемы. О б р а з е ц: (гл., пр. в., ед. ч., м. р.). (гл., пр. в., ед. ч., ж. р.). | Закрепили знания о глаголах прошедшего времени | (Регулятивные УУД). Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. (Познавательные УУД). Уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин) | Нахождение глаголов прошедшего времени в тексте упражнения учебника | Организация работы с учебником | Работа с упражнением учебника | Закрепили знания о глаголах прошедшего времени | (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
(Познавательные УУД).
Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (6 мин) Цель: включение нового знания в систему, закрепление и повторение ранее изученного | Работа с различными текстами, нахождение глаголов прошедшего времени в них, синтаксический разбор простого предложения. | Организация работы у доски, индивидуальных заданий. | Работа с текстом в целом и с отдельными предложениями. | Закрепление знаний о глаголах пршедшего времени | (Познавательные УУД). Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы. |
IX.Рефлексия учебной деятельности (2мин.) Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | Обобщают информацию. | Вопрос: -Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор? | В ходе урока использовали разные развивающие задания, изучили и закрепили знания о глаголах в прошедшем времени. | | (Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). (Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |