Тема: Спряжение глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.
Тип: изучение нового материала.
Задачи:
- учить изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
- учить находить и выделять личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;
- учить определять лицо и число глаголов в настоящем и будущем времени.
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
• изменять глаголы в настоящем и будущем време-
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу
• проявлять интерес к русскому языку;
ни по лицам и числам (спрягать);
урока;
• проявлять познавательные способности через из-
• выделять личные окончания глаголов в настоя-
• планировать деятельность на уроке в соответ-
учаемый предмет.
щем и будущем времени;
ствии с поставленной задачей;
• определять лицо и число глаголов.
• анализировать информацию, представленную
в таблице;
• преобразовывать табличную форму представле
ния информации в текстовую;
• составлять сообщение по данной теме.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации). Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
- Предлагает найти в учебнике с. 80, прочитать название раздела, определить, на какие вопросы нужно найти ответ.
- Нацеливает на выделение темы урока, постановку учебной задачи.
- Находят указанную страницу. Читают название раздела, поставленные вопросы. Выявляют недостаточность знаний для того, чтобы на них ответить. Фиксируют затруднение.
- Называют тему урока. Ставят учебную задачу — узнать, что такое спряжение глагола, как глаголы спрягаются, как определить лицо и число спрягаемого глагола.
Актуализация необходимых знании
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 100 в рабочей тетради.
• Читают задание. Соединяют части фраз. Доказывают правильность выполнения. Приводят примеры.
Организация познавательной деятельности
• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 163 в учебнике.
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по таблице к заданию упр. 164 в учебнике. Предлагает найти ответ на вопрос: Что называется спряжением глагола?
- Читают задание. Планируют действия. Работают по плану — подставляют местоимения к данным глаголам, записывают составленные предложения. Обсуждают, могут ли глаголы иметь форму лица, как и местоимение. Приходят к выводу, что могут, определяют лицо глагола по форме лица местоимения. Проверяют сделанный вывод по учебнику на с. 80. Включают в него дополнительные сведения о личных окончаниях глаголов.
- Читают и выполняют задания по порядку. Читают вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени соответствующего лица и числа. Называют глаголы, проговаривая личные окончания. Делают
• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 165 в учебнике.
• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 166 в учеб
нике.
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 167 в учебнике.
• Предлагает домашнее задание — проспрягать глаголы кричу, сижу, пойду,
постою.
вывод, что при изменении глаголов по лицам и числам меняется окончание. Находят в учебнике на с. 81 информацию, что называется спряжением глагола. Проговаривают сделанный вывод.
• Читают задание, рассуждают. Приходят к единому мнению — глагол, кото
рый не изменяется по лицам и числам, стоит в форме прошедшего времени.
• Читают и выполняют задание самостоятельно. Проводят самопроверку — со
относят с информацией в таблице на с. 81 учебника.
• Читают задание. Работают самостоятельно. При возникновении затруднения
обращаются за помощью к одноклассникам, задают уточняющие вопросы.
Проводят самопроверку по таблице в учебнике на с. 81. Читают вывод
в учебнике на с. 82.
• Записывают домашнее задание.
Подведение итогов
• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение. Возвращает к вопросам, поставленным в начале урока, просит на них ответить.
• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие затруднения при выполнении заданий. Отвечают на вопросы в учебнике на с. 80.
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением и текстом, задания 4, 5, с. 146).
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 101 в рабочей тетради.
Дополнительные творческие задания: найти глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (в качестве исходной информации можно использовать «Страничку для любознательных» в учебнике на с. 84).