kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока .

1. Ф.И.О. учителя: Валиуллина Гульнара Шариповна

2. Класс:  3 а           Дата:  12. 12. 13 г.         Предмет: русский язык       № урока:  41

3. Тема урока: Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам.

4. Цель урока: активизировать ранее полученные знания о глаголе, как части речи; познакомить с изменением глаголов по временам;

      5. Вид урока: изучение нового материала.

 6. Методы обучения: частично поисковый ; 

7. Используемые технологии: личностно – ориентированное обучение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

 I. Организационный момент.

- Ребята! А какое у вас настроение?  Давайте вместе постараемся,  чтобы наше  хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах…

  - Для начала посмотрите на мэнэдж мэты и запомните, под какими номерами и  за какой партой вы сидите.

- А теперь партнеру по плечу пожелаем  успехов, а партнеру по лицу – удачи.

- Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите.

Психологический настрой на урок.

мэнэдж мэт

 II. Актуализация опорных знаний.

 

- Мы начинаем урок русского языка. Прочтите про себя пословицу «Сначала думай, а потом говори».

- Объясните ее смысл.

-  Вам понравилась она? Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком,  постарайтесь запомнить.

- Прочтите пословицу еще раз.

-В этой пословице есть необыкновенная  часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:      

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Самолет летит.

Реки текут.

А дети   …

 - О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?

 - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?

   Выделим пошагово – что знаем и что умеем.

-Кто сможет сформулировать, какую цель вы поставите перед собой на данный этап урока?

Глагол - самостоятельная часть речи;

              - обозначает действие;

              - отвечает на вопросы: что делать? что

                сделать?

               - в предложении чаще всего бывает

                 сказуемым;

              -  не с глаголами пишется отдельно;

              - перед глаголами никогда не пишется

                 предлог;

- Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе.

- Я рада за вас,  вы справились с этим заданием.

Минутка чистописания.

Ребята списывают пословицу в тетрадь.

 

- Один из учеников проговаривает пословицу еще раз.

- О глаголе.

- Цель: вспомнить глагол, как часть речи.

 Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

Стё зе класс

III. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, как вы думаете, все ли о глаголе вы знаете?

- А хотите узнать?

- Прочитайте стихотворение И.Мазнина.

- Зачем автору потребовалось такое количество глаголов и именно с приставкой по- ?

- Свои выводы закрепите по учебнику.

- Перечислите имеющиеся в стихотворении глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

- Найдите в стихотворении глаголы, обозначающие действие, происходящее в настоящее время.

- На какой вопрос отвечают глаголы  настоящего времени?

-  Кроме вопроса     « Что делает?»  глаголы настоящего  времени  отвечают на следующие вопросы:

Настоящее время

Что делаю?

Что делает?

Что делаешь?

Что делаем?

 - Найдите в стихотворении глаголы, обозначающие действие, происходящее в прошедшем времени. 

- Назовите вопросы  прошедшего  времени.

- Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.

Прошедшее время

            Что делало?

            Что сделали?

            Что делал?

            Что сделал?

- Ребята, какие глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем?

- Найдите в тексте глаголы будущего времени. - На какие вопросы они отвечают?

Будущее время

             Что сделает?

             Что будет делать?

             Что сделают?

             Что будут делать?

- Как изменяются глаголы?

- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

- Послушайте стихотворение о времени глагола (выступление ученика):

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

« А вчера,- кричит,- ушел».

« Завтра,- скажет, -я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Нет.

 

- Да.

Дети читают стихотворение про себя, затем один ученик вслух.

два партнера по плечу делятся своими ответами в течение 30 секунд

Дети читают правило на с.136.

- Что делает?

- Что делали?

- О глаголе. Об изменении глаголов по временам.

ТАЙМД- ПЭА- ШЭА

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие выводы можно сделать, чтобы правильно определить время глагола?

- Чтобы правильно определить время глагола нужно задать слову вопрос. каждый ученик проговаривает ответ

СИНГЛ РАУНД РОБИН

V.Реализация построенного проекта.

1.Ответы на вопросы.

– Как изменяются глаголы?

– На какие вопросы отвечают глаголы:

– в настоящем времени;

 – в прошедшем времени;

 – в будущем времени.

2. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен. (Крик, свет, зелень, шаг)

- Как вы образовывали глаголы?

Крик – кричал – кричит – будет кричать.

 Свет – светил – светит – будет светить.

 Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.

 Шаг – шагал – шагает – будет шагать.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

1.Выполнение упражнения 235.

Задание: Из какой знакомой сказки этот эпизод?

- Выберите ответы на следующие вопросы и запишите их по группам: 1. Что делает Колобок сейчас, в настоящее время? 2. Что он делал в прошлом, до этого момента? 3. Что будет делать (что сделает) после этого момента, в будущем?

Дети распределяют слова (взаимопроверка)

VII. Cамостоятельная  работа с самопроверкой.

Даются глаголы в разной временной форме.

- Ребята, запишите глаголы в 3 столбика.   

Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет.

– Как вы определяли времена глаголов?

– Настоящее время – то, что происходит сейчас;

 – Прошедшее время – то, что уже было;

 – Будущее время – то, что еще будет. каждый ученик проговаривает свой ответ по кругу в течение 30 секунд

ТАЙМД РАУНД РОБИН

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Тест (слайд)

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;

 Б. признаки предметов;

 В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.

 Б. Глаголы не изменяются по временам.

 

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?

 Б. что сделает? что будет делать?

 В. что делает? что делают?

 

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;

 Б. действие произошло или происходило ранее;

 В. действие произойдет когда-то в будущем.

 

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?

 Б. что делает? что делают?

 В. что делал? что сделал?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

X. Информация о домашнем задании.

- Проанализируйте свою работу на уроке по плану:

  В начале урока я знал…

  В течение урока я вспомнил ….

  На уроке я узнал, что …

  Теперь я знаю …

   К концу урока я задумался, …

 Итог урока:

-Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?

Д/з     С.139, упр.234

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам". »

Технологическая карта урока .

1. Ф.И.О. учителя: Валиуллина Гульнара Шариповна

2. Класс: 3 а Дата: 12. 12. 13 г. Предмет: русский язык № урока: 41

3. Тема урока: Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам.

4. Цель урока: активизировать ранее полученные знания о глаголе, как части речи; познакомить с изменением глаголов по временам;

5. Вид урока: изучение нового материала.

6. Методы обучения: частично поисковый ; 

7. Используемые технологии: личностно – ориентированное обучение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

 I. Организационный момент.

- Ребята! А какое у вас настроение?  Давайте вместе постараемся,  чтобы наше  хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах…

  - Для начала посмотрите на мэнэдж мэты и запомните, под какими номерами и за какой партой вы сидите.

- А теперь партнеру по плечу пожелаем успехов, а партнеру по лицу – удачи.

- Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите.

Психологический настрой на урок.























мэнэдж мэт

 II. Актуализация опорных знаний.


- Мы начинаем урок русского языка. Прочтите про себя пословицу «Сначала думай, а потом говори».

- Объясните ее смысл.

-  Вам понравилась она? Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком,  постарайтесь запомнить.


- Прочтите пословицу еще раз.


-В этой пословице есть необыкновенная  часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:      

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Самолет летит.

Реки текут.

А дети   …

 - О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?

 - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?

   Выделим пошагово – что знаем и что умеем.

-Кто сможет сформулировать, какую цель вы поставите перед собой на данный этап урока?

Глагол - самостоятельная часть речи;

              - обозначает действие;

              - отвечает на вопросы: что делать? что

                сделать?

               - в предложении чаще всего бывает

                 сказуемым;

              -  не с глаголами пишется отдельно;

              - перед глаголами никогда не пишется

                 предлог;

- Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе.

- Я рада за вас, вы справились с этим заданием.





Минутка чистописания.

Ребята списывают пословицу в тетрадь.


- Один из учеников проговаривает пословицу еще раз.

 











- О глаголе.

 




- Цель: вспомнить глагол, как часть речи.

 Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

 

 

 






























Стё зе класс


III. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, как вы думаете, все ли о глаголе вы знаете?

- А хотите узнать?

- Прочитайте стихотворение И.Мазнина.


- Зачем автору потребовалось такое количество глаголов и именно с приставкой по- ?




- Свои выводы закрепите по учебнику.

- Перечислите имеющиеся в стихотворении глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

- Найдите в стихотворении глаголы, обозначающие действие, происходящее в настоящее время.

- На какой вопрос отвечают глаголы  настоящего времени?

- Кроме вопроса     « Что делает?»  глаголы настоящего  времени  отвечают на следующие вопросы:

Настоящее время

Что делаю?

Что делает?

Что делаешь?

Что делаем?

 - Найдите в стихотворении глаголы, обозначающие действие, происходящее в прошедшем времени. 

- Назовите вопросы  прошедшего  времени.

- Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.

Прошедшее время

            Что делало?

            Что сделали?

            Что делал?

            Что сделал?

- Ребята, какие глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем?

- Найдите в тексте глаголы будущего времени. - На какие вопросы они отвечают?

Будущее время

             Что сделает?

             Что будет делать?

             Что сделают?

             Что будут делать?

- Как изменяются глаголы?

- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

- Послушайте стихотворение о времени глагола (выступление ученика):

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

« А вчера,- кричит,- ушел».

« Завтра,- скажет, -я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Нет.


- Да.

Дети читают стихотворение про себя, затем один ученик вслух.

два партнера по плечу делятся своими ответами в течение 30 секунд





Дети читают правило на с.136.







- Что делает?













- Что делали?


















- О глаголе. Об изменении глаголов по временам.






ТАЙМД- ПЭА- ШЭА

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие выводы можно сделать, чтобы правильно определить время глагола?


- Чтобы правильно определить время глагола нужно задать слову вопрос. каждый ученик проговаривает ответ

СИНГЛ РАУНД РОБИН

V.Реализация построенного проекта.

1.Ответы на вопросы.


– Как изменяются глаголы?

– На какие вопросы отвечают глаголы:


– в настоящем времени;

– в прошедшем времени;

– в будущем времени.

2. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен. (Крик, свет, зелень, шаг)




- Как вы образовывали глаголы?










Крик – кричал – кричит – будет кричать.

Свет – светил – светит – будет светить.

Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.

Шаг – шагал – шагает – будет шагать.



VI. Первичное закрепление во внешней речи.


1.Выполнение упражнения 235.

Задание: Из какой знакомой сказки этот эпизод?

- Выберите ответы на следующие вопросы и запишите их по группам: 1. Что делает Колобок сейчас, в настоящее время? 2. Что он делал в прошлом, до этого момента? 3. Что будет делать (что сделает) после этого момента, в будущем?





Дети распределяют слова (взаимопроверка)


VII. Cамостоятельная работа с самопроверкой.

Даются глаголы в разной временной форме.

- Ребята, запишите глаголы в 3 столбика.

Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет.


– Как вы определяли времена глаголов?







– Настоящее время – то, что происходит сейчас;

– Прошедшее время – то, что уже было;

– Будущее время – то, что еще будет. каждый ученик проговаривает свой ответ по кругу в течение 30 секунд






ТАЙМД РАУНД РОБИН

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Тест (слайд)

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;

Б. признаки предметов;

В. предмет.



2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.

Б. Глаголы не изменяются по временам.



3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?

Б. что сделает? что будет делать?

В. что делает? что делают?



4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;

Б. действие произошло или происходило ранее;

В. действие произойдет когда-то в будущем.



5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?

Б. что делает? что делают?

В. что делал? что сделал?



IX. Рефлексия учебной деятельности.






 




X. Информация о домашнем задании.


- Проанализируйте свою работу на уроке по плану:

  В начале урока я знал…

  В течение урока я вспомнил ….

  На уроке я узнал, что …

  Теперь я знаю …

   К концу урока я задумался, …

 Итог урока:

-Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?


С.139, упр.234





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валиуллина Гульнара Шариповна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159527

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства