Тема: Разделительный мягкий знак. |
Тип урока: актуализация знаний и умений. |
Форма: Работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная. |
Учебная задача: Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И |
Цели: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств. |
Предполагаемые результаты: предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания; личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции. |
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями, смайлики. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
I.Организационно- мотивационный этап. | 1.Организует детей на урок. - Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. - Оцените свое рабочее место. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока. 2.Учитель выслушивает ответы детей. | Дети приводят в порядок свое рабочее место. Отвечают на вопрос учителя. Взаимодействуют с учителем. -не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. | Личностные УУД: -самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; Познавательные УУД: самостоятельное выделение правил. |
II.Мобилизующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока. | - Прочитайте девиз нашего урока «Учен..е – пут.. к умен..ю!» - Что интересного заметили? - Как вы понимаете пословицу? - Какую роль играет ь в словах? -Сформулируйте тему урока? - Поставьте перед собой цель урока. Подумайте сами, обговорите в парах. | Ответы детей. Объяснение смысла пословицы. Совместная работа с учителем при составлении кластера. Прогнозирование целей урока. Умение формулировать темы и цели урока | Личностные УУД: сохранение мотивации к получению знаний Познавательные УУД: представление информации в виде схемы; развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока |
III.Закрепление. 1.Минутка чистописания. | - Ребята, в минутке чистописания пропишем следующие соединения: ьюьяьиьёье - Напишем девиз нашего урока: Ученье – путь к уменью! - Обозначьте орфограмму. | Работа в тетради. Дети оценивают свою работу. | ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку ПознавательныеУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. |
2.Закрепление знаний в знакомой ситуации. | 1).1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов 2 ряд – образуй имена по образцу 3 ряд – образуй слово –признак Проверка по экрану: Друг - друзья Наташа - Наталья рога оленя - оленьи рога Дерево - деревья Даша - Дарья лапы зайца - заячьи лапы Брат - братья Таня - Татьяна шубка белки - беличья шубка Сук - сучья Оля - Ольга следы волка - волчьи следы 2) - Составь пословицу из слов: Без, ученья, уменья, нет. (Без ученья нет уменья.) Как вы ее понимаете? Запишите. 3)- Выполним задание на листках в паре. Прочитаем задание. (Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму. Сильным детям) (Запишите в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь - разделительным. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами . Слабым детям) - Один записывает первый столбик, а другой ученик - второй столбик - По какому правилу вы действовали? | Выполняют задание В каждом ряду есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают. Проверяют, исправляют ошибки Отмечают, что в слове Ольга другое значение Ь Объясняют и записывают самостоятельно. Дети проверяют - Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова Ь разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И | ЛичностныеУУД: умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе. ПознавательныеУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме. КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей. Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия |
3.Физкультминутка (видео) | - Ребята, встаньте, задвиньте стулья. . | Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение. | ЛичностныеУУД: умение быть лидером. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в группе. Регулятивные УУД: планирование своих действий, осуществление личностной рефлексии. |
4. Закрепление материала в новой ситуации | Работа по учебнику - Прочитайте задание. Что нужно сделать? Назовите алгоритм действий. - Приступим к работе. - Проверим записанные предложения. | Чтение текста упражнения и задания к нему. Составление алгоритма выполнения. Самостоятельная работа. | Личностные УУД: умение проводить самооценку, самоконтроль; ориентирование на понимание причин успеха в выполненной работе. Познавательные УУД: развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания; умение сравнивать; ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД: умение работать с учебником. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий; выполнение учебных действий в материале. |
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Проверим, что же мы усвоили. Тестирование Выберите правильный ответ. 1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. 2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки. 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки. | Работа по карточкам. | Регулятивные УУД: осуществляют самоконтроль. Познавательные УУД умеют применять правило. Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости |
IV. Итог урока. Рефлексия | -В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? -Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? -Приведите свои примеры. Какую орфограмму мы повторили? - Как работал на уроке наш класс? - Проанализируйте свою работу на уроке. Покажите смайлик, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный,желтый, красный. Красный цвет: Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я! Жёлтый цвет: Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я! Зелёный цвет: А теперь вперёд! В знаниях уверен я! -С каким настроением вы уходите с этого урока? - Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. | | Личностные УУД: умение оценивать результат своей работы. Познавательные УУД: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний. Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях. Регулятивные УУД: осуществление познавательной и личностной рефлексии. |
V. Домашнее задание. | Домашнее задание: Записать 5 слов с Ь разделительным или 5 слов с Ь – показателем мягкости. А трое учеников получают индивидуальное задание: найти в словаре значения слов: воскресенье, понедельник и записать в тетрадь Слайд | | Личностные УУД: сохранение мотивации. Познавательные УУД: осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение работать с информацией. Регулятивные УУД: планирование своих действий. |