II. Актуализация знаний | Откроем свои тетради. Я тетрадь свою открою и наклонно положу. от вас друзья не скрою, ручку я , вот так держу! (демонстрация) Запишем число, Классная работа. 1. Каллиграфическая минутка. Прочитайте буквосочетания. Что в них общего? ья ье ьё ью ьи ья ье ьё ыо ьи Запишите по образцу. 2. Словарная работа. Отгадайте загадку. Ноги цепкие, как руки, Ей, конечно, не до скуки: Все хватает без разбора, Ест бананы до упора, Дом родной ее – лиана, Что за зверь-то? (Обезьяна) Откройте орфографический словарь с. 136 и посмотрите, как пишется это слово. (обезьяна) Запишите его. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, которые нужно запомнить. (один ученик у доски) Составьте предложение с данным словом. Запишите его. Прочитайте, что у вас получилось. (2-3 ребенка) Молодцы! | Открывают тетради, записывают число, Классная работа. Читают буквосочетания. Общее Ь. Выполняют каллиграфическую минутку по образцу. Отгадывают загадку Обезьяна Слушают. Находят в учебнике орфографический словарь, слово обезьяна. Записывают, подчеркивают подлежащее и сказуемое. По желанию зачитывают предложения, называют грамматическую основу предложения. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: умение ориентироваться в учебнике. |
III. Постановка темы и целей урока | Работа у доски. Записываем только отгадки. 1. Это – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом они настоящие! Кто это? Друзья... 2. Сварит бабушка из ягод, Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье Ароматное... Варенье... 3. Их весной и летом, мы видели одетыми. А осенью с бедняжек сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха их всех одели. Деревья... 4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. Мороз. Ребята, прочитайте слова, которые мы записали. Какое слово лишнее, почему? Скажите, что общего в этих словах? Между какими буквами стоит мягкий знак? Можно ли убрать мягкий знак в этих словах? Если мы его уберем, что произойдет? Какой вывод можно сделать, для чего нужен мягкий знак в этих словах? Какую роль он выполняет? Сформулируйте тему урока. Какие цели мы перед собой поставим? | 1 ребенок у доски, другие записывают в тетради. Друзья, варенье, деревья, мороз. Лишнее слово мороз, потому что в этом слове нет Ь. Общее Ь. Между согласной и гласной. Нельзя, сольются звуки. Вывод: нужен, он выполняет роль разделения согласных звуков от гласных, чтобы они не слились. Формулируют тему урока: Разделительный мягкий знак. Ставят перед собой цели на урок. | Регулятивные: умение определять тему урока, ориентироваться в учебнике. Познавательные: Умение формулировать выводы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Изучение материала | Работа по учебнику. Откроем с. 31 и прочитаем тему урока. Прослушайте правило. (аудио) Выполним упр. 51 с. 31. 1 обучающийся читает задание. Что обозначают выделенные слова? Произнесите пары слов. Девочки: полю грядки, полью грядки. Мальчики: солю капусту, солью воду. Одинаково ли пары слов произносятся? Чем различаются слова полю, солю от полью, солью? Составьте по 1 предложению с словами полью, солью. Запишите их. Выделите орфограмму. Физминутка. | Читают тему урока, слушают правило, отвечают на вопросы учителя. Придумывают предложения, записывают их в тетрадь, подчеркивают орфограмму (ь). 2-3 ученика зачитывают свои предложения. | Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. Познавательные: умение строить произвольное речевое высказывание. |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Карточка. Слова: деревья, ночью, колье, осенью, хлопья, здоровье, копьё, ульи. а) прочитайте, обведите мягкий знак (ь) в круг; б) подчеркните в словах букву, которая стоит перед мягким знаком (ь) одной линией; в) подчеркните в словах букву, которая стоит после мягкого знака (ь) двумя линиями; г) сделайте вывод и запишите где пишется разделительный мягкий знак (ь)? Р________________ мягкий знак (___) пишется после_____________, перед ___________. Образец: Разделительный мягкий знак (Ь) пишется после согласного, перед гласными е, ё, ю, я, и. Резерв. С. 23 упр. 52 Прочитайте. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)? Произнесите звуки, которые обозначены буквами е, ё, ю, я, и. Спишите. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами буквы, перед которыми он пишется. | Выполняют самостоятельно задания карточки. Проверяют по образцу. | Коммуникативные : умение участвовать в диалоге. Регулятивные: умение ориентироваться в учебнике; проверка по образцу. Познавательные: умение произвольно строить речевое высказывание |
V. Итоги урока. Рефлексия | Какая тема нашего урока? Какие цели мы перед собой поставили? Поднимите правую руку, те ребята, которые достигли поставленных целей. Какую роль выполняет Ь в словах? Что будет, если убрать мягкий знак в этих слова? Сколько звуков даёт гласная буква после разделительного мягкого знака (Ь)? "Светофор" | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. | Регулятивные: умение выполнять оценку результатов работы. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |