2. Актуализация знаний (Сундучок знаний). | 1. Предлагает познакомиться с девизом урока: «Активным на уроке буд… и легче станет к знаньям пут…». (в девизе в словах пропущена буква ь знак) 2. Задаёт вопрос: - Какой буквы не хватает? Назовите пропущенную букву. 3. Предлагает написать строчку с ь знаком (для слабых учащихся). Записать девиз в тетрадь (для сильных учащихся). 4. Предлагает вспомнить, для чего нужен в словах ь знак? Соберём мешочек знаний (подсказки у учителя). | Слушают учителя.
Отвечают на вопросы. Записывают строчку или предложение. Повторяют учебный материал о ь знаке. | Познавательные УУД: 1. учиться определять круг своего незнания. 2. отвечать на вопросы учителя. Коммуникативные УУД: 1.учиться слушать и слышать речь других, 2. формулировать речевое высказывание в устной речи. |
3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. | Задаёт проблемный вопрос: 1. - В каком ещё слове есть ь знак? 2.- Знаете ли вы, ДЛЯ ЧЕГО в слове ЗНАНЬЯМ нужен мягкий знак? Учитель предлагает варианты ответов : Я знаю – ( ставят + ) Нет, не знаю - ( ставят минус). ЗНАЮ, но не могу объяснить – ( V) Затрудняюсь ответить – ( ? ). Учитель просит поднять руки тем, кто выбрал 2,3,4 ответы. (….) Учитель подводит итог: Это значит, что вопрос вызвал затруднение. - В чём ваше затруднение? - Обратите внимание, где стоит эта буква? -Что слева от него? (Согласная буква) -Что справа от него? ( Гласная буква) Получается, что эта буква разделяет эти две буквы. - Какое название в этом случае будет иметь буква ь знак? Предлагает прочитать тему урока в учебнике. 3. Учитель предлагает прочитать учебный вопрос на стр.31, который можно превратить в цель урока? (узнать …, когда в словах пишется разделительный ь знак.) 4. Учитель предлагает определить лишнюю учебную задачу (лишняя - решать примеры и задачи) Учитель предлагает использовать учебные задачи для планирования работы на уроке. | Отвечают на вопросы.
Ученики определяют уровень своего знания-незнания, слушают инструкцию учителя.
Формулируют речевое высказывание (Я пока не могу сказать, зачем нужен в слове ь знак). Определяют тему урока. Проверяют по учебнику. ПИШУТ ТЕМУ УРОКА в тетрадь.
Формулируют цель урока.
Читают учебные задачи и определяют лишнюю.
Знакомятся с планом работы на уроке. | Познавательные УУД: 1.учиться отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 2. называть своё затруднение; 3. доказывать свой ответ и делать выводы. Коммуникативные УУД: 1.учиться слушать и слышать других, 2. высказывать свою точку зрения, 3. формулировать речевое высказывание в устной речи, Регулятивные УУД: учиться определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя, 2.планировать свою работу в соответствии с учебными задачами. |
4. Первичное усвоение новых знаний А) Наблюдение, сравнение, проговаривание во внешней речи, выводы.
ФИЗМИНУТКА (упражнение на слух)
Б) Знакомство с правилом.
| Учитель предлагает понаблюдать. Для этого: 1) На слайде даны 2 слова: СЕМЯ и СЕМЬЯ. Надо подобрать звуковую схему к каждому слову. СЕМЯ – [С’ЭМ’А] СЕМЬЯ -[С’ЭМ’Й’А] 1.Произнести пару слов. Одинаковое произношение или разное? (разное) 2. Определить, какой звук слышите после звука М’ в слове СЕМЯ? ([А]) 3. Какой звук слышите после звука М’ в слове СЕМЬЯ? (Й’А) 4.Обратить внимание, во втором случае в слове пишется разделительный мягкий знак. 5. Попробовать СДЕЛАТЬ ВЫВОД, когда в слове пишется разделительный ь знак?! Учитель предлагает выполнить упражнение 51. - Сравнить написание слов ПОЛЮ и ПОЛЬЮ? СОЛЮ И СОЛЬЮ? (различаются произношением и написанием). - Обратить внимание на 2 слова в парах. - Какой звук слышим после [л’]? - Какая буква стоит после буквы ь знак? - Сколько звуков обозначает буква ю? (два звука) Учитель предлагает продолжить высказывание: «Если слышу после согласного звука [Й’], то перед гласной Ю напишу…» - В случае затруднения читайте стр. 31 «Обратите внимание!» - Учитель предлагает прочитать вывод друг другу. Учитель предлагает выполнить упражнение на слух. Я произношу слово. Если нужно вставить разделительный ь знак, то вы хлопаете 1 раз. Если нет, то приседаете 3 раза. БРАТЬЯ, ДЕРЕВЬЯ,ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, АПРЕЛЬ,КОМЬЯ. 2) Обращает внимание на упр.52. -Предлагает прочитать слова и записать их тетрадь. - Предлагает назвать звуки, которые обозначает гласная после разделительного ь знака. (два звука) - Предлагает сделать вывод: -Между какими буквами стоит разделительный ь знак ? (между согласной и гласной) - Предлагает составить модель слова! Нарисовать её в тетрадь. Прочитайте правило на стр. 32 сам-но. Прочитать друг другу. | Работают с презентацией Составляют пары (устанавливают соответствие) Наблюдают, сравнивают произношение и написание слов. Отвечают на вопросы Учатся рассуждать, слушать, интерпретировать слова взрослого. Делают предварительный вывод. ( ПИШЕМ разд. Ь знак, КОГДА после согласного звука слышим звук Й, а потом гласный А). Списывают пары слов, сравнивают написание слов. Сравнивают произношение слов.
Отвечают на вопросы
Формулируют речевое высказывание. Работают с учебником, добывают нужную информацию, проверяют свои предположения. Работают в парах.
Выполняют упражнения на слух.
Записывают слова.
Называют звуки, которые обозначают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
СОГЛ. (РАЗД.Ь ЗНАК) ГЛАСНАЯ (2 звука) Рисуют модель слова.
Читают в паре или самостоятельно. | Познавательные УУД: 1. учиться ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания. 2. отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. сравнивать написание и произношение слов, находить сходства и отличия; 4. заменять звуковую схему слова буквами; 5. интерпретировать прочитанную или прослушанную информацию для определения уровня понимания; 6. доказывать свой ответ на основе правила и делать выводы. Коммуникативные УУД: 1.учиться слушать и слышать других, 2. высказывать свою точку зрения, 3. формулировать речевое высказывание в устной речи, 4. работать в парах, сотрудничая по правилам учебного диалога. Регулятивные УУД: 1.учиться работать на уроке по плану в соответствии с учебными задачами, 2.соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, осуществляя самопроверку. Личностные УУД: учиться проявлять уважение и доброжелательное отношение друг к другу во время взаимодействия и диалога. коррекцию результата задания в случае необходимости, оценивать свою работу на уроке ( Какие были трудности? Что получилось? За что можно похвалить? Доволен ли своей работой на Личностные УУД: 1.учиться проявлять уважение и доброжелательное отношение друг к другу во время взаимодействия и диалога. |
5. Первичная проверка понимания (работа с правилом, ответы на вопросы). | А) Ответьте на вопросы: Какая буква стоит перед ним? Какие буквы стоят после него? В чём особенность этих гласных? Сколько звуков они обозначают? Б) Расскажите друг другу по схеме. Что же такое разделительный мягкий знак? (Найдите ответ на странице 33) ФИЗМИНУТКА . | Работают с учебником Отвечают на вопросы Работают в парах. Записывают в тетрадь (Разделительный ь знак - это орфограмма.) | Познавательные УУД: 1. учиться ориентироваться в учебнике, 2. отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. интерпретировать прочитанную или прослушанную информацию для определения уровня понимания; 4. доказывать свой ответ на основе правила и делать выводы. Коммуникативные УУД: 1.учиться слушать и слышать других, 2. высказывать свою точку зрения, 3. формулировать речевое высказывание в устной речи, 4. работать в парах, сотрудничая по правилам учебного диалога. Регулятивные УУД: 1.учиться осуществлять самоконтроль Личностные УУД: 1.учиться проявлять уважение и доброжелательное отношение друг к другу во время взаимодействия и диалога. |
6. Первичное закрепление (объяснение по плану, проговаривание во внешней речи) | Упр. 53 1. Учитель задаёт вопрос: -Чему будем учиться? (объяснять орфограмму, помогут слова-клише на слайде) 1 шаг – я вставил разделительный ь знак (одной чертой) 2 шаг – он разделяет согласную … и гласную … (двумя чертами) 3 шаг – гласная буква обозначает 2 звука … (назвать их) Учитель контролирует объяснение у доски двух учеников (по образцу). Даёт задание выполнить остальные слова в парах с объяснением друг другу. Просит провести анализ нового словарного слова ОБЕЗЬЯНА (анализ слова). Предлагает выполнить задание: Проверяю себя! Учитель читает утверждения. Если да, то +. Если нет, то минус. Пишется в корне слова (+) Пишется перед согласной буквой (-) Пишется перед гласными е, ё, ю, я, и (+) 6.Предлагает проверить по образцу и оценить свои знания (по слайду). | Ставят учебную задачу.
Объясняют по образцу в паре у доски. Объясняют по образцу в паре на месте.
Анализируют слово, записывают, делят на слоги, ставят ударение, для переноса.
Проверяют свои знания по новой теме.
Оценивают свои знания по новой теме с помощью «Лесенок» Г. Цукерман (Лесенка правильности, трудности). | Познавательные УУД: 1. учиться интерпретировать прочитанную информацию для определения уровня понимания; 2. учиться доказывать свой ответ, пользуясь образцом (инструкцией) и делать выводы. Коммуникативные УУД: 1.учиться слушать и слышать друг друга, 2. формулировать речевое высказывание в устной речи, 3. работать в парах, сотрудничая по правилам учебного диалога. Регулятивные УУД: учиться работать по плану, учиться соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, осуществляя самопроверку и коррекцию результата задания в случае необходимости, учиться оценивать свою работу на уроке по методике Г. А. Цукерман. Личностные УУД: 1.проявлять уважение и доброжелательное отношение друг к другу во время взаимодействия. |
8. Подведение итогов. Рефлексия – самооценка (приём оценивания «Лесенки Г.Цукерман»). | 1. Я узнал… 2. Я учился… 3. Мне было трудно… 4. У меня получилось… 5. На уроке было … 6. Дома я … -ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ??? (выберите смайлик) -С каким настроением заканчиваете урок? | Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке. Формулируют речевое высказывание. Выбирают смайлик. | Познавательные УУД: 1. интерпретировать прочитанную или прослушанную информацию для определения уровня понимания; Коммуникативные УУД: 1.учиться слушать и слышать других, 2.формулировать речевое высказывание в устной речи, Регулятивные УУД: 1.учиться оценивать свою работу на уроке (достигнутый уровень знаний) Личностные УУД: 1. осознание личностного смысла учения, |