2. | Актуализация опорных знаний. | Чистописание. е ё и я ю - Запишите буквы, чередуя до конца строки, постарайтесь писать буквы также красиво, ка в образце. - Посмотрите на свои написанные буквы, сравните с образцом, подчеркните простым карандашом самую красивую букву. - Что общего у этих букв? | Проверяют соблюдение гигиенических правил при письме. Прописывают в тетради буквы. Осуществляют самопроверку | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; Регулятивные: - контроль и коррекция. |
3. | Постановка учебной задачи. | - Прочитайте слова: Семя-семья Коля – колья лёд – льет - Сравните звучание и запись. Какая буква изменила лексическое значение слов? (Мягкий знак). - Какова роль мягкого знака в этих словах? -Определите тему нашего урока? ( «Разделительный мягкий знак»). | Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: - структурирование знаний; - сравнение и классификация; - синтез; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: - контроль и коррекция. |
4. | Открытие нового знания и формулирование темы урока. | - В работе нам поможет таблица - план Ь знак, в течение урока мы будем заполнять ее, и соберем все знания о Ь знаке. 1.Что можно занести в таблицу? Ь знак - разделительный 2.Меняет лексическое значение. -Ребята, давайте вернемся к буквам минутки чистописания. Назовите их. в первом классе мы с вами говорили уже об этих звуках, как мы их называли? (хитрыми) - А почему мы их так называли? (потому-что каждая из них обозначает два звука) -Давайте сформулируем правило правописания разделительного мягкого знака (Разделительный мягкий знак пишется после согласного, перед «хитрыми» гласными я, ю, ё, е, и), в которых эти гласные обозначают 2 звука. Проверим наши знания в учебнике, прочитайте правило на с. 130, пополним нашу таблицу. Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. Льёт [ л ‘й’ о т | Дополняют под руководством учителя таблицу на доске. Называют формулировку правила с помощью учителя. Читают и проверяют формулировку по учебнику. | Личностные: - смыслообразование. Познавательные: - структурирование знаний; - поиск и выделение информации; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; - владение монологической и диалогической формами речи. |
5. | Физкультминутка | Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. (встали на носочки) | Повторяют движения за учителем. | Регулятивные: -волевая саморегуляция. |
6. | Первичное закрепление. | -Поработаем в учебнике с 131 упражнение 198 - Проверка: на доске написаны слова. - Поменяйтесь тетрадями с соседями, проверьте по образцу - Поработаем в парах. - Разделите слова на группы ( слова напечатаны в конвертах) Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой, угол, уголь. - Проверка. - На какие группы вы разделили? В 1 группе слов какова роль ь знака, а во 2 группе – какова роль? Значит роль ь знака еще и – показатель мягкости. Заполним таблицу. Все ли слова использовали? Почему? (слово угол) Давайте выпишем эти слова: угол – уголь -Сравните звучание и запись. Какая буква изменила лексическое значение слов? (Мягкий знак). -Какова роль мягкого знака в этом слове? -Заполним таблицу. Подведем итог. Ь – показатель мягкости | Ь - разделительный | Меняет лексическое значение слов угол - уголь | Меняет лексическое значение слов семя - семья | Пишется после согласных перед согласными или в конце слова коньки день | Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. Льёт [ л ‘й’ о т ] | Это орфограмма | Это орфограмма | Выборочное письмо. Работа в парах. - Прочитайте стихотворение. Очень крепкая, друзья, Муравьиная семья. Вместе все они сильны, Хоть в траве едва видны - Выпишите слова в два столбика. В первый столбик - слова с ь- показателем мягкости согласных. Во второй столбик – слова с разделительным ь. | Выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют задание на карточках в парах. Самопроверка по образцу на слайде. Осуществляют самооценку. Делают выводы. Выполняют задание работают в парах. Осуществляют проверку. Осуществляют самооценку в тетрадях. Делают выводы. | Познавательные: - создание проблемной ситуации - структурирование знаний; - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; - оценка и коррекция действий партнера; - владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: - контроль, оценка и коррекция. |
7. | Итог урока. Рефлексия. | – Над правописанием какой буквы мы работали на уроке? – Какие выводы сделали? - Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя | Осуществляют предметную и личностную рефлексию. | Познавательные: - структурирование знаний; - анализ. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; - владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: - контроль и оценка. |