kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о синтаксисе и пунктуации", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков пре­пинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания,; уметь связывать слова в предложении по смыслу; верно рас­ставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.intergu.ru http://www.zavuch.info http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, предложение, знаки препинания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Понятие о синтаксисе и пунктуации", 5 класс»









Урок русского языка в 5 классе


ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ И ПУНКТУАЦИИ


Эмекова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы

КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков пре­пинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания,; уметь связывать слова в предложении по смыслу; верно рас­ставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.intergu.ru http://www.zavuch.info http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, предложение, знаки препинания






Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо­

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу­

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых си­туациях. Сло­весно-иллю­стративный рас­сказ с элемента­ми беседы по теме урока. Сопровождение урока мульти­медийной пре­зентацией

Лингвистическая сказка*.

  • Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. Сначала

на экран выбежали поодиночке слова с, ты, учиться, если, ра­ботать, жизнь, полезный, охотно, для, отдыхать, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить. Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на эк­ран.

-Ребята, а вам эти слова понятны. Зачем же они здесь появились?

Попробуйте распределить их на группы (какие):

(Ответы учеников: по частям речи (каким?)

-А теперь нам стало что-то понятно?(Нет).Подумайте, что можно составить из слов? (Предложение). Так попробуйте это сделать!

- У вас не получается использовать все слова? Давайте я вам помогу: начнем их передвигать. Соединять друг с другом, изме­няя, если нужно, их форму и располагая в определенном по­рядке. И вот что получилось на экране:

«Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной».

- Что же помогло связать слова в предложении?( Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация - знание правил синтаксиса)

  • Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? (Запятых , точек)

  • Да- да, вы правы, нужны знаки препинания.

Попробуйте расставить их в тексте. (помогаю при затруднении). Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее: «Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!»

  • Что же помогло поставить знаки препинания? (знание правил пунктуации)

  • Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Что предстоит на уроке нам сегодня вспомнить, узнать, изучить?

Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания. Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Фронтальная

Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель- ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные

ответы

2. Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся. Беседа по во­просам.

-Знаете ли вы, откуда к нам пришли понятия «Синтаксис» и «пунктуация»? (ответы)

Словарная работа.

Синтаксис (от греч. syntaxis - «со­ставление, построение, порядок») (см. § 24). Пунктуация (от лат. punctum - «точка») (см. § 25).

- Сформулируйте, пожалуйста, определения понятий. Проверьте себя по учебнику (см.. §24,25).

Итак, теоретические знания необходимо закрепить на практике.

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зре­ния. В сотрудни­честве с учителем и одноклассника­ми делают выводы.

Задают вопросы для уточнения информации

Фронтальная,ин­дивиду­альная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих зна­ний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные

ответы

1

2

3

4

5

6

7

3. Практиче­ская дея­тельность

Письменная

Работа





























Работа с упр. 125

Составьте и запишите по два предложения их каждой цепочки слов. Докажите, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли


1.Одинокий, дуб, у, путник, остановился, высокий

2. Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, веселый, на пруду


- Вы научились составлять разные предложения из одних и тех же слов, а теперь попробуем исправить ошибки в предложениях.



Работа с упр. 121

Объясните, как исправить выделенные в предложениях ошибки. Запишите правильные варианты предложений.


К осени медведь накопил толстый слой жиру. (жира, т.к. сущ, 2 скл, Р.п)

Учитель отметил всех, кто присутствуют в классе. (присутствует, т.к. глаг, 3л, ед.ч)

Петя стал более лучшим спортсменом. (самым, т.к. более – наречие в сравн. Степени, а в предложении д.б - превосходная )


Мы с вами закончили работу по упражнениям. Скажите, какие знания нам помогли выполнить упр. правильно?(знание правил синтаксиса. Предложение составляется по определенным правилам, которые устанавливаются в разделе науки о языке «синтаксисе)

Составляют предложения.

Задают вопросы для уточнения информации. Доказывают, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли


Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно- следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Отвечают на во­просы, выполня­ют упражнения








Работа в парах













Индивидуальная у доски

Личностные: приобретают новые знания, умения, со­вершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию.

Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах

Устные ответы


Письменная работа


Эвристическая беседа, ответы на вопросы.




- А что же изучает пунктуация? Какие знаки препинания вы знаете?(, : ; . ! ? «» () … красная строка)

- А знаете ли вы откуда они появились?

Давайте прочитаем текст и попробуем ответить на поставленный вопрос.

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно.

С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другим, и выражать свои мысли и чувства на письме.

Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти XVI века). Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. К концу

XVI века использовалась точка, запятая, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки.

Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания; если ставить, то какой.

- Почему именно с книгопечатанием появились знаки препинания?

(выслушиваются ответы)


- Зачем нам нужны знаки препинания? На это вопрос вы сможете ответить, если решите следующую задачку.


- Посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение. Бывает ли то, о чем говорится в стихотворении?


Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зре­ния. В сотрудни­честве с учителем и одноклассника­ми делают выводы.

Задают вопросы для уточнения информации


Фронтальная,ин­дивиду­альная


Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих зна­ний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации



Устные

ответы


1

2

3

4

5

6

7



Очень-очень странный вид:

Речка    за окном горит

Чей-то дом     хвостом виляет

Песик   из ружья стреляет

Мальчик     чуть не слопал мышку

Кот    в очках читает книжку

Старый дед    влетел в окно

Воробей    схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

-Вот что значит запятая!


Где нам нужно поставить точки и запятые, чтобы устранить несуразности и нелепости?

Что нам необходимо сделать, прежде чем начнем расставлять знаки препинания?(Выделить грамм.основы)


Так какова же роль пунктуации? ( Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих зна­ков изучает раздел «Пунктуация».)

Что помогло нам выполнить данное упражнение? (знание правил синтаксиса и пунктуации)

Отвечают на во­просы, под руко­водством педагога составляют план работы над зада­нием. Задают во­просы для уточне­ния информации.


Фрон­

тальная,

индиви­

дуальная


Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих зна­ний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные

ответы.

Пись­

менная

прове­

рочная

работа

4. Включе­ние в сис­тему зна­ний.

Запись домашнего задания

Обобщение по­лученных све­дений, оценива­ние

Прочитайте предложения, вставляя недостающие слова.

  • В синтаксисе изучаются словосочетания и ... .

  • Правильно употреблять знаки препинания учит ... .

  • Мы начали изучать ... и....



Откройте дневники, запишите дз: параграф 24-25, определения выучить, упр. 125

Отвечают на во­просы. Опреде­ляют уровень приобретенных знаний

Индиви­

дуальная,

фронтальная

Познавательные: приобре­тают умения использовать знания и умения в практиче­ской деятельности и повсе­дневной жизни

Оцени­вание работы учащихся на уроке




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка "Понятие о синтаксисе и пунктуации", 5 класс

Автор: Эмекова Светлана Алексеевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка  по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "246243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446315872"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "246366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446365036"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "технологическая карта урока "Синтаксический разбор предложения" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sintaksichieskii-razbor-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "223049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437152598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства