1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя: - Прочитайте пословицу Знания собираются по капле. (Слайд № 1) Запишите ее в тетрадь. Выполним разбор предложения. - Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). -Верно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Вот и сегодня на уроке мы добавим в наше море знаний еще одну капельку. | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний. Чистописание Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала. | Выявляет уровень знаний. - Послушайте стихотворение В. Кремнева « Мышь и камыш» Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка. Шла бы к бабушке, ты, крошка! Не послушаешься, мышка,— Кошка сцапает, глупышка! - Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего? (ш). Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются? Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ. | Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Записывают буквы, дают характеристику звуков | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения |
3. Постановка учебной задачи. + словарная работа Проблемное изучение нового материала. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. А сейчас мы поработаем со словарными словами (картинный диктант) Обезьяна, коньки, пальто, воробьи, картофель (Слайд № 2) - Что объединяет эти слова? ( это имена существительные, есть ь знак). - Что знаем о существительном? -Какую роль в русском языке выполняет ь знак? Поработайте в паре и разделите устно словарные слова на 2 группы. Какие? На доске транскрипция слов [ р,эч,] [ п,эч,] А эти слова в какую группу определим? ( ни в какую) Почему? ( не знаем нужен ли ь знак). Сформулируйте тему . Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь (слайд № 3) - Что объединяет слова? Поработайте в паре и запишите слова в 2 группы. Какие? -Почему в одних словах с шипящими пишется ь знак, а в других нет? Сделаем вывод. Где мы можем его проверить? Верный ли вывод мы сделали? Вернемся к словам речь и печь. Как будем их писать? Сказка Давным-давно произошла эта история. Случилась она в Стране Слов в Королевстве Существительных с шипящими на конце (ш, ж, щ, ч). Эти слова захотели быть похожими на людей. Ведь мы можем по внешнему виду отличить мужчину от женщины. Захотели этого и существительные с шипящими на конце. Как сделать так, чтобы, не задавая вопроса, не подставляя слов он или она, можно было сразу же сказать, к какому роду относится слово — к мужскому или женскому? Слова задумались. В это время мимо проходил мягкий знак. Вот и попросили его существительные с шипящими на конце помочь им советом. И мягкий знак нашел выход: он решил встать на конце существительных женского рода с шипящими на конце, а к существительным мужского рода с шипящими на конце и близко не подходить. С тех пор, только посмотрев на слово с шипящими на конце, можно сразу же сказать, какого оно рода — женского или мужского.-Является ли написание ь знака после шипящих орфограммой? (да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного). Мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает на ж.р (Слайд № 4) | Ставят цели, формулируют тему урока. Записывают слова в тетрадь это имена существительные, есть ь знак - показатель мягкости -разделительный ь знак Орфограмма не изучена. Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих (сущ с шипящими). чтение правила в учебнике да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Построение алгоритма - Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих? Поработайте в парах и составьте алгоритм: -Что нужно сделать сначала? -Что потом? На доске появляется схема. | Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм) В парах формулируют правило и составляют алгоритм. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе. | Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний. Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним упражнение 53 (устно) по цепочке. А сейчас поработаем с предложениями: У берега шумит камыш(?). Под корнями старой сосны бьет ключ(?) Вот белеет душистый ландыш(?). (Слайд № 5) Вывод о правописании слов с шипящими на конце. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания 1 уровень сложности ( голубой цвет) Задание: Поставить существительные в единственное число. Скрипачи, ночи, мячи, вещи, лещи, чижи, ключи, ножи. 2 уровень сложности (зеленая) Составить предложения из данных слов: 1.по, малыш(?), берегу бегал реки. 2. холодный, овраге, ключ(?) в, шумит. 3. плащ(?), от защитил, дождя, меня Перед вами 2 карточки с заданием. Прочитайте его и выберите то, которое вы хотите сделать. Проверка, Оценивание. Тестовая работа А сейчас проведем небольшой тест ,который позволит нам обобщить свои знания. 1. Мягкий знак может выполнять: у) 3 роли; и) 2 роли; о) 1 роль. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова; н) пишется только на конце слова; к) после приставок между согласными; 3. Разделительный мягкий знак пишется… с) между двумя согласными; н) между согласной и гласной в корне слова; т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными; 4. На конце существительных ж. р. после шипящих: и) всегда пишется мягкий знак; ы) не пишется мягкий знак. 5. На конце существительных м. р. после шипящих: ц) не пишется мягкий знак; щ) пишется мягкий знак. 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; я) на число; | -Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? УМНИЦА | -Действительно вы все сегодня были умницами. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выполняют, используют памятку. Запись слов с объяснением. Записывают и объясняют написание. Вспоминают правило, работают по алгоритму. Выполняют задание с объяснением роли ь знака в слове и его написания. Работа в парах | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Рефлексиядеятельности (итог урока). Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность. | Организует рефлексию. - У вас на парте лежат капельки вашего нового знания. Если вам на уроке было легко и интересно, вы во всем разобрались, возьмите синюю капельку. Если иногда испытывали трудность, сомневались, то возьмите зеленую капельку. Если не совсем поняли новую тему и необходимо еще поработать, то возьмите желтую капельку. А теперь опустите свою капельку нового знания в наше море знаний ( на доску). | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Выбор рефлексии. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
8. Домашнее задание. Цель: Закрепить на практике изученный материал, совершенствовать навыки работы с алгоритмом. | Организует объяснение. Упр 54, 56, 57 домашнее задание на выбор. - Каким правилом будете пользоваться при выполнении домашнего задания. | Выбирают посильное домашнее задание. | Регулятивные: саморегуляция. Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |