Предметные: - объяснять написание мягкого знака(ь) после шипящих; - различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце; -записывать имена существительные с шипящим на конце | Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; - планировать действия для решения поставленной задачи; - сотрудничать в соответствии с принятой ролью; -делить слова на группы по общему признаку; - осуществлять самоконтроль и самооценку | Личностные: - проявлять интерес к русскому языку |
- Запишите сегодняшнюю дату. Мы начинаем урок с минутки чистописания. 1.Минутка чистописания – Вспомните, какие буквы в русском языке обозначают шипящие звуки. – Запишите строчку, чередуя шипящие. 2. Словарная работа — Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? – Замените выражение одним словом-существительным с шипящим на конце, запишите, выделите эту орфограмму, укажите род: -Человек, лечащий больных (врач); -Сила, могущество (мощь); -Молодые люди (молодёжь). -Растение на болоте (камыш) Что общего у этих слов? Чем отличается правописании этих слов? — Какие существительные пишутся с мягким знаком после шипящих на конце? — На что указывает ь? — Какие существительные пишутся без мягкого знака после шипящих на конце слова? – Подчеркните другие орфограммы в словах. – Какие орфограммы подчеркнули? - Прочитайте слова на доске: Бага..,скрипа..,ти..,ланды..,бор.., ве..,полно..,ло... - Какие буквы пропущены во всех словах? На конце каких существительных после шипящих следует ставить ь? А какие пишутся без ь? На какие 2 группы можно разделить эти слова? Запишите их в 2 столбика. В 1-сущ. ж.р., во 2- м.р. Проверяем. | Записывают дату, пишут, чередуя буквы ж-жь, ш-шь, ч-чь, щ-щь, обращая внимание на соединения букв. Записывают слова, выделяют орфограммы, вспоминают, когда после шипящих пишется ь, а когда не пишется. Формулируют тему урока, ставят цель. Анализируют Записывают,1 уч. у доски | Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить. Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания. |
- Организует наблюдение за правописанием слов с шипящими на конце в упр.57 учебника. -В каких словах пропущен ь? - Какие существительные относятся к одушевлённым? А какие к неодушевленным? - Прочтите последнее задание. - Так что нужно знать, чтобы правильно написать существительные с шипящим на конце? Сам работа — 1 в. записывает одушевлённые имена существительные, 2 в-неодушевлённые — | - Читают и выполняют задание. - Высказывают свои предположения. -Замечают, когда пишется ь. - Делают вывод, в каких случаях пишется ь. - Соотносят свой вывод с правилом. (работают в парах - рассказывают друг другу правило) - Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку | Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания Познавательные: понять, когда следует писать ь после шипящих; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака Коммуникативные: уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: запомнить, когда следует писать мягкий знак на конце существительных после шипящих; уметь работать по алгоритму |
-Ах, это существительное! И правда удивительное! То не любит мягкий знак, То вдруг без него никак! - Почему следует проверять правописание ь на конце существительных после шипящих? - А сейчас я буду загадывать загадки. Вы – записывать отгадки. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж) Умный Ивашка - деревянная рубашка. Где пройдёт, коснётся – там след остаётся. (Карандаш) Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. (Мышь) -О какой мыши идёт речь? -Какое ещё значение слова мышь вы знаете? Пролежит он без вниманья - Целый день в твоём кармане, Без него домой придёшь - В дом никак не попадёшь. (Ключ) О каком ключе говорится в отгадке? Какие ещё значения этого слова знаете? Драчун и забияка, не знает страха. Живёт в воде, кости на спине. (Ёрш) Какое значение имеет слово ёрш в этой загадке? А знаете ли вы другие значения этого слова? А как называются слова в русском языке, имеющие одинаковое написание, но разное значение? | Применяют полученные знания на практике. Записывают отгадки-существительные с шипящими на конце. Обосновывают свою точку зрения. | Метапредметные результаты: самоопределяются в УД Личностные результаты: осознают смысл изучения правописания ь знака на конце существительных после шипящих и успешного их использования в словах |
Какое сейчас время года? На улице - сугробы из снега, а мы сейчас на уроке русского языка сделаем свои сугробы – из слов! Один сугроб вы сделаете из существительных м.р., а другой ж.р. Разделитесь на 4 группы. (У каждой-слова-снежинки) Вспомним, как работать в группах?
- Сегодня я узнал … - Мне еще нужно отработать… - Для меня самым трудным было… - Сегодня на уроке мне было… - Для меня самым интересным было…
- С каким настроением окончили урок? Покажите смайлик. |
В группах анализируют, определяют какого рода сущ. Делят на 2 «сугроба». 1 ученик от группы выходит к доске и размещает слова. | Регулятивные: оценивать результат выполнения своей работы; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников Личностные результаты: осознать смысл изучения правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; понимать значимость правильного написания |