kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" разработана для 3 класса.УМК " Школа России".

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.                                           Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                             1)познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                         – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                         – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;                                                                                                                              - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.                                                                                         2) развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.                                                                                  3) воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                          создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре.                                                                                                                                                                                                                           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" »

МБОУ «Путинская средняя общеобразовательная школа»



Технологическая карта урока по теме:

«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»























Шкляева Наталия Сергеевна

учитель начальных классов

Технологическая карта урока.

Предмет: УМК «Школа России» Рамзаева Т.Г. «Русский язык» Класс: 3. Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Тип урока: открытие новых знаний. Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. Ресурсы: - основные:

РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2. дополнительные: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в Notebook.



Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.










Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.














Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода.
























Слайд 1:

Братья, карась, стулья, больной, сыновья, прутья, мышь, листья, деньги, мальчик, корабль.

- Что записано на доске? Что вы можете сказать про эти слова? Что общего у этих слов?

- Что вы можете рассказать о мягком знаке?









- Когда пишется ь разделительный знак?


Разделите слова на две группы.



Слова с мягким разделительным знаком подчеркните одной чертой. Мягкий знак – показатель мягкости

двумя чертами.

- Давайте проверим ,как вы справились с работой?



Проблема: в какую группу отнести слово мышь?




На схеме появляется новая ветвь.

















Организует диалог с учащимися на поиск особенностей слов, создаёт условия для повторения, изученного о мягком знаке.



На доске появляется схема.
















Организует практическую работу по делению слов с мягким знаком.

Создаёт условия для повторения ранее изученного о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой роли мягкого знака языка в русском языке.

Работают с информацией,

определяют слова с мягким знаком, объясняют свой ответ, дают характеристики мягкому знаку, называют орфограммы связанные с ними.


















Участвуют в практической работе по делению слов с мягким знаком на две группы(на карточках).

Работа в парах.









Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.






Высказывают свои предположения в какую группу отнести слово мышь и говорят о том , что должны узнать что –то новое.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Б) Согласовать цель и тему урока.


Слайд 2.

Прочитайте слова:

Луч, речь, сторож, ключ, плащ, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что общего в звучании данных слов?

- В чём отличие?

- Какая возникла проблема?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте учебную задачу.


Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.


-Разделите слова на две группы.

-Как разделили?

- Что общего у слов первой группы? У слов второй группы?

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

- На конце существительных, какого рода после шипящих мягкий знак не пишется?

- Вернёмся к слову мышь. Почему же в слове мышьпишется мягкий знак?

РАБОТА С ПРАВИЛОМ.

/учебник стр.42/

- Прочитайте правило про себя.

- Верны ли наши предположения?

- Зачитайте, у существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- На что он показывает?

- А что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце?

- Какую же ещё функцию выполняет «ь» знак в русском языке?

- Прочитайте правило ещё раз и расскажите соседу по парте.


Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания.










Организует работу над правилом.














Выполняют задание, определяют род имени существительного, записывают слова в соответствующий столбик, наблюдают за словами.

Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения.

Формулируют правило.



Сравнивают предположения с правилом в учебнике. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.








Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.

Физкультминутка

Цель:

А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку
.

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.


Диктует слова.

Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

А)Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи.
























Слайд 3:

- Перед вами два слова на изученное правило: ЛАНДЫШ…, МЕЛОЧ…. Как вы будете решать орфографическую задачу?

«Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова-

Нет знака никакого!

Словарно- логические упражнения

- Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род имён существительных, подчеркните мягкий знак.

  • Чёрная птица, вестник наступающей весны.

  • Предмет, на котором ездил Емеля.

  • Без него не откроешь замок.

  • Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

  • Маленький ребёнок.

  • Добыча охотника.


Проверяет понимание способа действия.

Даёт образец короткого доказательства (алгоритм)





Диктует слова.



















Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.








По очереди записывают слова на доске, доказывают правильность написания. Используют алгоритм.


















Вписывают, если есть в этом необходимость, мягкий знак. Производят взаимопроверку, рефлексию.


Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.




7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Б) Проверить умение писать мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.
















1.Откроем учебник на стр.42 упр.455.

- Прочитайте задание. Выполните его. Проверьте правильность выполненных заданий друг у друга.

Взаимопроверка.

- Если не согласны с записью в тетради соседа, делайте пометки на полях.







Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп.










Договариваются между собой, выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре.














Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.


Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

8.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.


- Наш урок подходит к концу.

- Какие же открытия мы с вами сегодня сделали?

(Заполняется схема)- Вспомните тему нашего урока.

- Какую цель мы перед собой ставили? - Что помогает правильно написать слова? - На конце существительных какого рода пишется мягкий знак? - О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали? - Кому удалось пополнить свои знания новым багажом? - Что понравилось? -  Кого из учеников могли бы отметить за помощь? - Посмотрите, что у нас получилось?

Домашнее задание:

с.43 упр.457.

Потрудились вы не зря- Вам спасибо от меня!







-


Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.


Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.



Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют конечный результат своей работы ( рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили)).
















Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.


Делают самооценку своей деятельности на уроке.


Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шкляева Наталия Сергеевна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestvitelnykh_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "629414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681241042"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "технологическая  карта урока русского языка по теме " Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "189641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426997385"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Технологическая карта урока русского языка  (3 класс) по теме : "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" 3 "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "223896"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438204142"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока русского языка в 3 Б классе"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokarusskoghoiazykav3bklassie"
    ["file_id"] => string(6) "298960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456419144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства