Технологическая карта урока.
РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2. – дополнительные: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в Notebook.
№ | Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | - Я приглашаю вас на урок русского языка. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? - Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте. - Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. В) Зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода. | Слайд 1: Братья, карась, стулья, больной, сыновья, прутья, мышь, листья, деньги, мальчик, корабль. - Что записано на доске? Что вы можете сказать про эти слова? Что общего у этих слов? - Что вы можете рассказать о мягком знаке? - Когда пишется ь разделительный знак? Разделите слова на две группы. Слова с мягким разделительным знаком подчеркните одной чертой. Мягкий знак – показатель мягкости двумя чертами. - Давайте проверим ,как вы справились с работой? Проблема: в какую группу отнести слово мышь? На схеме появляется новая ветвь. | Организует диалог с учащимися на поиск особенностей слов, создаёт условия для повторения, изученного о мягком знаке. На доске появляется схема. Организует практическую работу по делению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения ранее изученного о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой роли мягкого знака языка в русском языке. | Работают с информацией, определяют слова с мягким знаком, объясняют свой ответ, дают характеристики мягкому знаку, называют орфограммы связанные с ними. Участвуют в практической работе по делению слов с мягким знаком на две группы(на карточках). Работа в парах. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения в какую группу отнести слово мышь и говорят о том , что должны узнать что –то новое. | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. Б) Согласовать цель и тему урока. | Слайд 2. Прочитайте слова: Луч, речь, сторож, ключ, плащ, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь. - Что вы можете сказать об этих словах? - Что общего в звучании данных слов? - В чём отличие? - Какая возникла проблема? - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте учебную задачу. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | -Разделите слова на две группы. -Как разделили? - Что общего у слов первой группы? У слов второй группы? - Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак. - На конце существительных, какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? - Вернёмся к слову мышь. Почему же в слове мышьпишется мягкий знак? РАБОТА С ПРАВИЛОМ. /учебник стр.42/ - Прочитайте правило про себя. - Верны ли наши предположения? - Зачитайте, у существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак? - На что он показывает? - А что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце? - Какую же ещё функцию выполняет «ь» знак в русском языке? - Прочитайте правило ещё раз и расскажите соседу по парте. | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Организует работу над правилом. | Выполняют задание, определяют род имени существительного, записывают слова в соответствующий столбик, наблюдают за словами. Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения. Формулируют правило. Сравнивают предположения с правилом в учебнике. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
5. | Физкультминутка Цель: А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете. Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь. Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись. | Диктует слова. | Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6. | Первичное закрепление во внешней речи. Цель: А)Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи. | Слайд 3: - Перед вами два слова на изученное правило: ЛАНДЫШ…, МЕЛОЧ…. Как вы будете решать орфографическую задачу? «Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова- Нет знака никакого! Словарно- логические упражнения - Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род имён существительных, подчеркните мягкий знак. Чёрная птица, вестник наступающей весны. Предмет, на котором ездил Емеля. Без него не откроешь замок. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. Маленький ребёнок. Добыча охотника. | Проверяет понимание способа действия. Даёт образец короткого доказательства (алгоритм) Диктует слова. | Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. По очереди записывают слова на доске, доказывают правильность написания. Используют алгоритм. Вписывают, если есть в этом необходимость, мягкий знак. Производят взаимопроверку, рефлексию. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Б) Проверить умение писать мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце. | 1.Откроем учебник на стр.42 упр.455. - Прочитайте задание. Выполните его. Проверьте правильность выполненных заданий друг у друга. Взаимопроверка. - Если не согласны с записью в тетради соседа, делайте пометки на полях. | Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп. | Договариваются между собой, выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание. | - Наш урок подходит к концу. - Какие же открытия мы с вами сегодня сделали? (Заполняется схема)- Вспомните тему нашего урока. - Какую цель мы перед собой ставили? - Что помогает правильно написать слова? - На конце существительных какого рода пишется мягкий знак? - О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали? - Кому удалось пополнить свои знания новым багажом? - Что понравилось? - Кого из учеников могли бы отметить за помощь? - Посмотрите, что у нас получилось? Домашнее задание: с.43 упр.457. Потрудились вы не зря- Вам спасибо от меня!
- | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы ( рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили)). Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Делают самооценку своей деятельности на уроке. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |