Предлагаю вам технологическую карту урока русского языка в з классе по теме " Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Урок разработан на основе требований ФГОС.Играет важную роль в реализации целевых установок начального образования. в начале вы познакомитесь с задачами урока, типом и методами,необходимым оборудованием.Технологическая карта поможет каждому систематизировать изученный материал.Познакомит с правилом правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
— урок 6: « Имена существительные, их признаки и особенности».
фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
I этап. Самоопределение в учебной деятельности
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:
- Прочитайте пословицу
Знания собираются по капле.
Запишите ее в тетрадь. Выполним разбор предложения.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
-Верно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Вот и сегодня на уроке мы добавим в наше море знаний еще одну капельку.
Подготовка класса к работе
(Каждый день мы узнаем что-то новое).
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний.
Чистописание
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала.
Выявляет уровень знаний.
- Послушайте стихотворение
В. Кремнева « Мышь и камыш»
Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка. Шла бы к бабушке, ты, крошка! Не послушаешься, мышка,— Кошка сцапает, глупышка!
- Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего? (ш).
Дайте характеристику.
Какие еще шипящие звуки вы зна-ете?
Что вы о них знаете?
Какими буквами они обозначают-ся?
Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ.
Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Записывают буквы, дают характе-ристику звуков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения
II этап. Учебнопознавательная деятельность
3. Постановка учебной задачи. + словарная работа
Проблемное изучение нового материала.
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
Активизирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
А сейчас мы поработаем со словарными словами (картинный диктант)
Обезьяна, коньки, пальто, воробьи, картофель
- Что объединяет эти слова?
- Что знаем о существительном?
-Какую роль в русском языке выполняет ь знак?
Поработайте в паре и разделите устно словарные слова на 2 группы. Какие?
На доске транскрипция слов
[ р,эч,] [ п,эч,]
А эти слова в какую группу определим?
Почему?
Сформулируйте тему .
Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь
- Что объединяет слова?
Поработайте в паре и запишите слова в 2 группы. Какие?
-Почему в одних словах с шипя-щими пишется ь знак, а в других нет? Сделаем вывод.
Где мы можем его проверить? Верный ли вывод мы сделали?
Вернемся к словам речь и печь. Как будем их писать?
Сказка
Давным-давно произошла эта история. Случилась она в Стране Слов в Королевстве Существительных с шипящими на конце (ш, ж, щ, ч). Эти слова захотели быть похожими на людей. Ведь мы можем по внешнему виду отличить мужчину от женщины. Захотели этого и существительные с шипящими на конце. Как сделать так, чтобы, не задавая вопроса, не подставляя слов он или она, можно было сразу же сказать, к какому роду относится слово — к мужскому или женскому? Слова задумались. В это время мимо проходил мягкий знак. Вот и попросили его существительные с шипящими на конце помочь им советом. И мягкий знак нашел выход: он решил встать на конце существительных женского рода с шипящими на конце, а к существительным мужского рода с шипящими на конце и близко не подходить. С тех пор, только посмотрев на слово с шипящими на конце, можно сразу же сказать, какого оно рода — женского или мужского.-Является ли написание ь знака после шипящих орфограммой?
Мягкий знак после шипящих в именах существительных указы-вает на ж.р
Ставят цели, формулируют тему урока.
Записывают слова в тетрадь
это имена существительные, есть ь знак
- показатель мягкости
-разделительный ь знак
( ни в какую)
( не знаем нужен ли ь знак).
Орфограмма не изучена.
Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих
(сущ с шипящими).
чтение правила в учебнике
да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Построение алгоритма
- Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих?
Поработайте в группах и составьте алгоритм:
-Что нужно сделать сначала?
-Что потом?
На доске появляется схема.
Составляют план достижения цели и определяют средства
( алгоритм)
В группах формулируют правило и
составляют алгоритм.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5. Физминутка
Выполняют гимнастику для глаз.
Слайд № 5.
III этап. Интеллектуальнопреобразовательная деятельность
6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе.
Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний.
Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним упражнение 53 (устно) по цепочке.
А сейчас поработаем с предложениями:
У берега шумит камыш(?).
Под корнями старой сосны бьет ключ(?)
Вот белеет душистый ландыш(?). (Слайд № 5)
Вывод о правописании слов с шипящими на конце.
Самостоятельная работа.
Разноуровневые задания
1 уровень сложности ( голубой цвет)
Задание: Поставить существительные в единственное число.
м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
н) пишется только на конце слова;
к) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
с) между двумя согласными;
н) между согласной и гласной в корне слова;
т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
и) всегда пишется мягкий знак;
ы) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
ц) не пишется мягкий знак;
щ) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
я) на число;
-Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? УМНИЦА
-Действительно вы все сегодня были умницами.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Выполняют, используют памятку.
Запись слов с объяснением.
Записывают и объясняют написание.
Вспоминают правило, работают по алгоритму.
Выполняют задание с объяснением роли ь знака в слове и его написания.
Работа в парах
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.
IV этап. Рефлексивная деятельность
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.
Организует рефлексию.
- У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.
Если вам на уроке было легко и интересно, вы во всем разобрались, возьмите синюю капельку.
Если иногда испытывали трудность, сомневались, то возьмите зеленую капельку.
Если не совсем поняли новую тему и необходимо еще поработать, то возьмите желтую капельку.
А теперь опустите свою капельку нового знания в наше море знаний ( на доску).
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Выбор рефлексии.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование.
8. Домашнее задание.
Цель: Закрепить на практике изученный материал, совершенствовать навыки работы с алгоритмом.
Организует объяснение.
Упр 54, 56, 57 домашнее задание на выбор.
- Каким правилом будете пользоваться при выполнении домашнего задания.
Выбирают посильное домашнее задание.
Регулятивные: саморегуляция.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Самоанализ урока
русского языка в 3 классе
учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1
г. Серафимовича Волгоградской области
Бережной Ирины Владимировны.
Предмет: русский язык; учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина.
Образовательная система: «Перспектива»
Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Тип (вид урока): урок открытия нового знания.
Тип проблемной ситуации: исследование.
Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак
Задачи:
1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности.
4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу, коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Средства обучения:
1.Для учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, карточки.
2. Для учителя: технологическая карта урока, мультимедийная презентация "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интересным для каждого ученика? Как каждого ученика из пассивного слушателя сделать активным, творчески работающим участником учебного процесса? Наверное, эти и другие вопросы волнуют сегодня каждого учителя. Использование традиционных методов и технологий не позволяет достичь тех результатов в полной мере в развитии личности, которые поставили перед школой новые ФГОС ООН. Вдалбливание силой готовых результатов в голову ученика вызывает негативное отношение к обучению. Совсем другое отношение в ученика к процессу обучения, когда он сам активно участвует в нем. Задача учителя в данном случае не давать знания в готовом виде, а помочь ученику самому открыть новые знания. Решить эти задачи возможно через проблемно-диалогическое обучение, которое развивает такие качества личности как умение увидеть проблему, быстроту умственной реакции, оригинальность мышления, интуицию и т.д. Через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда надо решать нестандартные задачи, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи ,что способствует интеллектуальному развитию учащихся, способности разрешать любые возникающие проблемы, иметь свою точку зрения и уметь грамотно и аргументировано отстаивать ее.
На протяжении всего урока наблюдался плавный переход от одного этапа к другому.
Через организацию мотивации в начале урока учащиеся эмоционально были настроены на рабочий лад.
На организационном этапе работали УУД:
Личностные: где дети выражали положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
На втором этапе работы, актуализация знаний с использованием минутки чистописания, дети перешли в парную работу. Учащиеся сгруппировали существительные, определили количество групп и принцип группировки. Эта работа дала возможность не только актуализировать знания о роли употребления мягкого знака в словах, но и способствовала формированию у них умения договариваться, приходить к совместному решению, воспитывать чувство взаимопомощи. На этом этапе урока формировались регулятивные учебные действия (оценивать результаты своей деятельности), познавательные: (развивать операции мышления, выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку),
коммуникативные: (формировать умения слушать и слышать друг друга, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её).
Для определения темы урока, была создана проблемная ситуация. С помощью наблюдений над существительными с Ь и без него, которые вызвали ситуацию удивления, установили тему и цель урока. На этапах постановки учебной темы и цели урока формировались познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Я определила это так: познавательные - уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
На этапе построения выхода из затруднительной ситуации работали все виды УУД.
Личностные:Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Познавательные: уметь проводить исследования по заданному алгоритму.
В ходе исследовательской работы в группах по данному алгоритму дети смогли сделать вывод, что в существительных женского рода после шипящих на конце мягкий знак пишется, а в мужском роде нет. Подтверждение новых знаний научным языком дети находят в учебнике в виде правила. Возвращаясь снова к проблеме, учащиеся проговаривают, как решали проблему: с помощью имеющихся знаний и учебника. Реализация и публичное представление продукта проходили через постановку вопросов учащимися по данной теме и составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце
Для закрепления нового знания были использованы задания различной степени сложности, которые способствовали интеллектуальному развитию учащихся. Первичное закрепление в устной речи с карточками, работа по учебнику с комментированием слов. Использование работы в парах в тетрадях на печатной основе было направлено на формирование коммуникативных компетенций (умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности, оценивать уровень владения словарями). Самостоятельная работа по карточкам разного уровня способствовала формированию регулятивных, познавательных, личностных учебных действий.
Наконец, рефлексия учебной деятельности на уроке, способствовала провести самооценку на основе критерии успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Мы увидели, что дети сумели представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде, показали умение оформлять мысли в устной форме по итогу урока.
На уроке были использованы различные виды контроля: ученик-ученик (при работе в группах и парах), самоконтроль, ученик-учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Применение различных видов работы, чередование устной и письменной речи, проведение физминутки- все это позволило снять утомляемость у учащихся, избежать перегрузки. Учащиеся работали на уроке активно, с интересом, увлеченно. План урока полностью реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты. Материал учащимися усвоен в полном объеме, об этом свидетельствуют результаты теста.