Тема: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова».
Тип урока: изучение нового материала, урок открытия нового знания.
Технология построения урока: проблемно-диалогическая.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.
Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв О-Ё в корне после шипящих.
Оборудование: слайдовая презентация, интерактивное задание, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. 1часть), лингвистический справочник ученика.
Планируемый результат.
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Комментарий |
Организационный этап | Приветствие учащихся, общий психологический настрой на урок | Приветствие учителя | Регулятивные: осуществлять самоконтроль. |
Этап актуализации знаний | - Ребята, с какой орфограммой мы знакомились на прошлом уроке? - В каких случаях мы напишем гласную о, а в каких – гласную а? -На доске записаны слова, ваша задача объяснить выбор написания корня с чередованием (устно, по цепочке). Слова на доске: Растение, выращенный, вырос, отрасль, водоросли, Ростов, растет. -Ребята, а какие из данных слов лишние? Почему? | Гласные О-А в корне раст-ращ-рос. - В корне раст-ращ напишем гласную А, в корне рос – о. Работают над упражнением, объясняя правописание корней с чередованием. -Слова Ростов и отрасль лишние, т.к. они являются исключениями. | Регулятивные: овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Создание проблемной ситуации Постановка проблемы Формулирование темы | -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. -Итак, посмотрите на доску, перед вами слова, запишите их в тетрадь. Предлагает для каллиграфической записи слова: шёпот, жёлтый, чокаться, щётка. - Отметьте, что общего в этих словах с точки зрения фонетики. - Верно. В русском языке всего 4 шипящих. - Найдите среди этих слов «4-ый лишний» и объясните свой выбор. - Обозначьте морфему, в которой находится гласная после шипящей. - Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить? Записывает тему на доске: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова». | Списывают слова с доски в тетради. Предлагают версии, среди которых и верная: они все начинаются с шипящих. Подчёркивают слово «чокаться» и объясняют выбор разницей в написании гласной после шипящей. Ученики выделяют корни слов, подчёркивают ударную гласную По-разному формулируют вопрос. Записывают тему в тетради. | Предметные: различать фонемные и нефонемные правила. - иметь понятие о звукописи. Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
Актуализация имеющихся знаний | - Как вы думаете, чем объяснить выбор гласной? - Предлагаю вам выполнить распределительный диктант. Распределите в 2 колонки слова (О-Ё): шоссе, щёлка, пришёл, жокей, чёлка, шов, решётка, шорох, щёлкать, печёт. Открывает доску с правильно выполненным заданием. Предлагает исправить ошибки в тетрадях. | Предлагают применить правила на другие виды орфограмм в корне: проверяемые, с чередованием. Под диктовку записывают слова в тетрадь. Самопроверка | Предметные: уметь применять самоинструкцию. Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Поиск решения (открытие нового знания) | -Почему ошиблись? Что нам нужно, чтобы грамотно писать подобные слова? - Найдите нужную информацию в учебнике на стр.37. -Запишем правило в тетрадь для конспектов. | - Нужно знать правило, определяющее выбор О-Ё после шипящих Читают информацию вслух, затем несколько учеников проговаривают правило. Запись в тетради для правил: | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
Применение нового знания | - Итак, выполним упражнение 459, чтобы закрепить наши знания. - А теперь конкурс « Самый внимательный ученик»! Какое слово из распределительного диктанта к теме урока не относится и почему? (Печёт) - Узнайте, что говорится о написании гласных после шипящих в отглагольных словах. Обращает внимание исключения из правила. - Ребята, перед вами небольшой текст. Наша задача – записать его, найти слова с орфограммой о-ё после шипящих в корне слова. Орфограмму обязательно объяснить графически. На выполнение задания вам дается 7 минут, затем мы меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем правильность написания. Если осталось время, записываем словосочетания под диктовку: 1) Прыж..к со склона 2) Ч..рный цвет 3) Грязное плеч.. 4) Ещ.. не выучил 5) Разрубленное меч..м 6) Веч..р, ты помнишь, вьюга злилась 7) Смуглый мальч..нка 8) Колючий крыж..вник 9) Юркий ч..рт 10) Влеч..т магнитом 11) Сильная изж..га 12) Теч..т близ города 13) Лиш..нный еды 14) Ж..лтое яблоко 15) Нежный пуш..к 16) Зач..ркнутые строки 17) Исключ..нный из института 18) Облач..нная в платье 19) Испуганный ш..пот 20) Жж..т кожу 21) Ш..рох листьев | Один из учеников читает задание и объясняет своими словами, что нужно сделать. По цепочке выполняют упражнение. Высказывают предположения с обоснованием. Выделяют окончание глагола. Работают самостоятельно, объясняя орфограмму. Затем проверяют. Запись в тетради: По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, артист жонглировал крыжовником, Шотландец молчал, надвинув на глаза капюшон. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были в шоке. | Отрабатывается навык обязательной «проверки» возможности написания Ё. Отрабатывается умение видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других ч.р. Формируется умение давать развёрнутый устный ответ. Продолжается отработка орфограммы, создаётся ситуация сотрудничества, формируется умение слушать и слышать. |
Этап подведения итогов (рефлексия) | - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз проговорим правило, в каких же случаях мы напишем о, а в каких е в корне слова после шипящих? Оценивает отдельных обучающихся и работу творческих групп. | Закрыв учебники, проговаривают изученное правило, пользуясь схемами на доске. | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание | - Дома вам нужно будет выполнить упр. 458. | Учащиеся читают задание. Обсуждают алгоритм его выполнения. | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |