Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Планируемый результат | Форма организации учебной деятельности |
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Мотивация учебной деятельности | Вступительное слово | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | | планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или. самостоятель-но) необходимые действия, операции. | работают в парах | Листы обратной связи | Фронтальная |
2. Постановка целей и задач урока | Лингвистическая сказка. В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери — Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться: Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. А то что ей делать? Слушай да говори! Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на —3 и -С. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Начнем урок, тема которого… . Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? Выслушивает варианты ответов учащихся | Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что .знаний у них недостаточно для полных ответов | имеют мотивацию к учебной деятельности | принимают и сохраняют учебную задачу. | слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы | фронтальная |
3.Актуализация знаний | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Фopмyлupyem цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. 1. Понаблюдаем и исследуем (задание на слайде). расчертить раздать вспомнить взлететь От каких условий зависит написание приставок на —3, -С?. 2. Работаем с алгоритмом. — Перед вами алгоритм (на слайде). Расставьте его шаги в нужном порядке. Выдели в слове приставку. Посмотри на букву согласного звука после приставки. Если оканчивается на глухой согласный, - С. Если оканчивается на звонкий согласный, - 3. 3. Проверим себя. — Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. и полнить и дать бе..порядок; бе..брежный На слайде Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают вывод. Выполняют элементарные физические упражнения | положитесь- но относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | работают в парах (обмениваются мнениями, учатся пони- мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | Устные ответы, памятка | Фронтальная |
4.Открытие новых знаний | — Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму. 1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на -3-, -C-. Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли - лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга! 2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму. без заботы — без края — без сердца — 3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на -3, -С. Обозначьте графически орфограмму. Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный (ключи к заданиям на слайдах) Организует и сопровождает деятельности учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Работают с заданием. Подсчиты вают баллы, формулируют собственные мысли, высказы вают и обосновывают свою точку зрения | желают при- обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные Ответы, Письмен- ная работа | Фронтальная, индивидуальная |
5.Практический этап | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. — Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание 3, С на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка (на слайде). Он сразу узнавал его шаги. «Здравствуй, малыш», — слышалось в коридоре. Генка бежал открывать отцу дверь. Отец поднимался всегда не cneшa, словно раздумывая, идти ему или нет. Ему многое хотелось рассказать... Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца. на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложеними. Составьте предложения так, чтобы получился текст. Каковы отношения отца и сына? Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание -з, -с на конце приставок». Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют творческую работу | имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидатель- ном процессе. | адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Мини- сочинения | Индивидуальная, групповая |
6. Рефлексия | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? — Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? — Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился — карточку с улыбающимся лицом, нет — карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | | оценивают свою работу. | строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи | Индивидуальная, групповая |