Вызов Работа в парах, индивидуально, группами, фронтальная | Организационный момент. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! Минутка чистописания. Ккоккл корзина Фонетический разбор слова «корзина». Словарная работа. Актуализация опорных знаний. Корзина, в корзине, корзинка, корзинный, с корзиной, из корзин, в корзину, корзиночка. Как вы определили, где однокоренные слова, а где форма одного и того же слова? Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Обозначьте во всех словах окончание и основу. Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика? Какой можно сделать вывод? /При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова./ | актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. | осуществляется актуализация имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Также дети систематизируют информацию до её изучения, высказывая предположения о решении поставленной проблемы. Если знаний недостаточно, они задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. На данной стадии с помощью вопросов и предположений школьники формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Кроме того, у детей возникает познавательный интерес и желание узнать новое. | Прием «Дерево предсказаний» |
| V.Сообщение темы и цели урока. – Как изменяются имена существительные? – Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово. – Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./ – Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./ – Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? | Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. | | |
Осмысление Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи, самостоятельная работа с взаимопроверкой | Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи Текст статьи. Изменение имен существительных Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Название падежа | Вспомогательное слово | Падежные вопросы | Именительный | существует | кто? что? | Родительный | нет | кого? чего? | Дательный | дать | кому? чему? | Винительный | вижу | кого? что? | Творительный | доволен | кем? чем? | Предложный | думаю | о ком? о чем? | Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы: Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него./ Все ли понятно? Какие появились вопросы? Узнали ли вы, что такое падеж? А узнали вы, сколько падежей в русском языке? Откуда произошли названия падежей? 2. Первичное закрепление. Упра. 119. а) Чтение отрывка из басни. б) Дописывание окончаний карандашом в учебнике. в) Выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. Определение падежей. 3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Упр. 120 выполняется в парах по вариантам: I вариант склоняет слово «кот», а II вариант – слово «сосна». 4. Повторение пройденного. Упр. 122 | Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки: V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию. После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию. | получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися Ребята читают текст, слушают объяснение учителя, используя предложенные преподавателем активные методы чтения. Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Это стадия, на которой дети активно конструируют (или корректируют) цели своего учения. | Прием «Инсерт» |
Рефлексия Фронтальная работа | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? /Словоизменение./ Какие падежи запомнили? Составление кластера. Выставление оценок. | целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу выведение знания на уровень применения и понимания | Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной. Всегда осуществляется возврат к заданию, выполняемому на стадии вызова, которое выполняется с использованием знания, полученного на стадии осмысления. Дети производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы (а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения). Школьники выражают новые идеи и информацию собственными словами, свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися, знакомятся с различными представлениями. | Составление кластера |