Предмет ____Русский язык_____________________________________________ Класс _______________5________________________ |
Автор УМК Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и другие |
Тема урока Предложения с прямой речью. |
Тип урока урок открытия нового знания |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Различать понятия «прямая речь» и «слова автора»; распознавать интонацию при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; владеть опознавательным признаком для употребления знаков препинания при прямой речи; правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; схемами предложений с прямой речью. Разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью. | Личностные | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные | определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | Познавательные | ориентироваться в своей системе знаний:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. | Коммуникативные | оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. | |
Основные понятия | Прямая речь, слова автора, знаки препинания в предложениях с прямой речью, схема предложений с прямой речью, интонация. |
Организация пространства | Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| Литературное чтение | Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
| Учебник М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва, «Просвещение», 2015г Проектор, экран, презентация, компьютер, тестовые карточки, опорные схемы. физкультминутка |
| Основные этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Технологии, формы | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветственное слово учителя. Создание эмоционального настроя на работу: «Была бы охота — заладится любая работа». Как называется жанр высказывания, приведенного мною в качестве эпиграфа к уроку? (пословица) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопрос, строят понятное для партнёра высказывание. | Фронтальная, индивидульная. | Коммуникативные, личностные |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Повторение теории по теме «Синтаксис и пунктуация»: Как называется тема, которую мы заканчиваем изучать? Что изучает синтаксис? Пунктуация? Что вы знаете и можете рассказать о предложении? Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложением. Оформите запись в тетради даты и вида работы. Обратимся к презентации: чтобы узнать, над чем нам предстоит работать необходимо решить лингвистические задачи, если на вопрос отвечаем правильно — открывается буква в новой теме. (ответы на вопросы позволят учащимся сформулировать тему урока) Что мы повторили, благодаря представленным на слайдах презентации? | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания, смотрят презентацию, решают лингвистические задачи, воспринимают информацию, осваивают лингвистические термины. | Фронтальная, индивидульная, игровая ситуация | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения языковых задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3 | Постановка проблемы, учебной задачи | Итак, тема сегодняшнего урока: Прямая речь. Ранее я говорила, что мы продолжим работать над предложением. Уточните тему урока. Запишите в тетрадь. Что известно вам о предложениях с прямой речью? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?) Посмотрите на следующий слайд презентации, сможете записать это предложение, оформив как прямую речь? В чем затруднение? Что нам делать? Какова же цель нашего урока?
| Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая, создание проблемной ситуации | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4 | Открытие детьми нового знания. | Работа в группах: 1.Работа с учебником стр. 98 – 99 по вопросам 1. Что называют прямой речью? Какой буквой она обозначается в схеме? (стр. 98) 2. Из скольких частей состоит предложение с прямой речью? Как они называются? 3.Какое место может занимать прямая речь по отношению к словам автора? 4. Начертите схемы предложений с прямой речью, чтобы она занимала место до и после слов автора. С какой буквы всегда пишется прямая речь? 5. Обратите внимание, какой знак ставится вместо точки после прямой речи.(стр. 99) 2.Результат: схемы предложений с прямой речью. (самопроверка по слайду презентации) 3.Отчет команд, корректировка. | Формулируют собственные мысли, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебных задач |
5 | Первичное закрепление во внешней речи. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | 1. Объединитесь в группы по 4 человека и выполните задания на карточке 1, которую получили. Карточка 1 Задания: прочти предложения, из какого произведения взяты предложения, кто автор? Как называются такие предложения? Найди слова автора и прямую речь, обрати внимание на знаки препинания, докажи правильность их постановки, обоснуй своё мнение с помощью изученных схем. И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». «Как обидно!» — Королевич отвечал. Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее». «Постой, бабушка, постой немножко, — ей кричит она в окошко. 2. Работа в парах. Исправь ошибки в предложениях на слайде презентации, запиши исправленный вариант (взаимопроверка в парах по следующему слайду) | Отвечают на вопросы, составляют план работы над заданиями, записывают предложения, выполняют задания, выполняют проверку работ по слайду | Фронтальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют умения; познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в учебнике; регулятивные: контролируют учебные действия, допущенные ошибки, осознают правило и используют его в решении учебной задачи; коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в арах и рабочих группах, задают вопросы для уточнения последовательности работы. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельное выполнение упражнения 249 (по вариантам предл-я 2,4,6-1 вар-т; 3,5,7-2 вар-т) Списать предложения в тетрадь, составить к ним схемы. Контролирует правильность выполнения упражнения | Принимают участие в работе, выполняют задания упражнения | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7 | Включение в систему знаний и повторение. | Устно составьте два предложения с прямой речью по схемам, где слова автора стоят вначале, а затем после прямой речи.(упр.247) Какую цель мы ставили в начале нашего урока? Достигли ли мы её? Объективный ответ на эти вопросы даст выполнение теста презентации, внимание на слайд: Продолжи предложения: Прямая речь – это слова ________ , передаваемые от его лица. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с _____ буквы, перед ними ставятся ____ и _____. Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится ___________ . Самооценивание, анализ своей работы. Оценки | Моделируют предложения, отвечают на вопросы, решают тест. | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки; коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8 | Рефлексия. (Э, Д, Р) | Организует рефлексию. Материал урока мне был… Мне больше всего удалось… Сегодня я узнал… Было трудно… Я понимаю, как мне пригодятся полученные знания, Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | | Коммуникативные, личностные |