Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Измерение углов»
Предмет, класс : математика, 5 класс
УМК: Математика для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. –М.: Мнемозина, 2014г.
ФИО учителя, школа
Тивикова Татьяна Николаевна, учитель математики МОУ «Лицей» Ельниковского муниципального района, республики Мордовия
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: создать условия для развития умений измерять углы с помощью транспортира, распознавать развернутые, острые, тупые и прямые углы
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с понятием единицы измерения угла, получат представление о процессе измерения величины угла, научатся измерять углы с помощью транспортира, распознавать развернутые, острые, тупые и прямые углы
Метапредметные:
Познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения;
Образовательные ресурсы: учебник математики 5 кл, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, чертежные принадлежности, карточки с заданиями
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(осуществляется через действия)
Формируемые УУД
познавательные
регулятивные
коммуникативные
личностные
1.Организационный этап.
Цель: Создание комфортной ситуации для начала урока
Приветствие. Включение учащихся в деловой ритм
- Я желаю вам успешной работы на уроке.
Ученики настраиваются на работу
Личностные УУД:
умение выделять нравственный аспект поведения
2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока
Цель: Создание проблемной ситуации, фиксация внимания на новой учебной задаче.
1.Организует погружение в проблему.
2. Задает серию вопросов, необходимых для:
1) прогнозирования содержания нового способа действий
.- Сравните два задания. Определите, какой из двух отрезков на рисунке 93а больше и на сколько.
.- Определите, какой из двух углов на рисунке 93б больше и на сколько.
- Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?
Каких знаний и умений вам не хватает?
2).формулирования цели урока.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Чему мы должны сегодня научиться ?
-Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами
-Чтобы сравнить два отрезка, мы должны измерить эти отрезки, и из длины большего отрезка вычесть длину меньшего
-Для того чтобы определить, на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:
знать какой прибор служит для измерения углов;
знать единицу измерения углов
Формулируют тему и цель урока.
Познавательные УУД:
анализ объекта с целью нахождения способа сравнения
Регулятивные УУД:
умение осознавать способы выполненных действий.
- Умение определять задачи под цель
Прогнозирование действий. Целеполагание
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее
3. Изучение нового материала.
Цель: знакомство учащихся с транспортиром для измерения и построения углов заданной величины
1. Предлагает выполнить задания в парах №520
- Вычислите и выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово-название инструмента, который служит для измерения углов.
-Какое слово у вас получилось?
-Транспортир-инструмент для измерения углов
2. Организует работу с учащимися
-У вас у каждого есть этот инструмент на партах.
-Что представляет собой этот прибор?
-Как расположена шкала делений?
-Найдите метку, которая расположена в центре полукруга
3. Работа с учебником
-прочитайте текст на стр.143, выделенный красной линией и ответьте на следующие вопросы:
-Что принято за единицу измерения углов?
-Что такое 10?
-Как называют величину угла, выраженную в градусах?
-Молодцы!
-Итак, мы выяснили что такое транспортир, в каких единицах измеряется величина угла.
-Где это мы можем применить?
4. Организует деятельность по формированию навыка измерения углов.
Работа в группах.
-Ребята, у вас на столах лежит лист №1с заданием и инструкция по выполнению.
-познакомьтесь с заданием и четко следуя инструкции выполните работу.
5. Проверка работы в группах.
-Назовите градусную меру угла АВС, угла РОВ
6.Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
-Проговорите вслух еще раз этапы измерения углов
7. Поясняет какие-либо непонятные моменты, выводит правило построения и измерения углов с помощью транспортира.
8. Разбирает пример на построение угла заданной градусной меры на доске.
Выполняют задание в парах
Выполняют действия с натуральными числами, сопоставляют ответы с предложенными буквами
-Транспортир
-Полукруг, с нанесенными на нем делениями.
- Слева направо по кругу и справа налево
Работают с учебником
-Градус
-10-это угол, величина которого равна 1/180 развернутого угла
-Градусной мерой этого угла.
-Чтобы измерять углы.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
Называют свои результаты измерений
Читают и запоминают алгоритм измерения углов, проговаривают его друг другу вслух.
Задают вопросы, записывают новый материал в тетрадь; работают с примерами (просматривают, задают вопросы, если задание не понятно) на применение правила по построению и измерению углов заданной величины.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
.Личностные УУД:
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
4. Первичное закрепления новых знаний
Цель: Решение задач на построение и измерение углов заданной величины с помощью транспортира
1. Учитель для закрепления нового материала даёт учащимся поработать по учебнику: №523(устно)
-Определите вид каждого из следующих углов
а) угол АВС=750;
б) угол MNK=1200
в) уголDEF=300
г) угол LNP=1450
2. Организует работу у доски 4 уч-ся
-Начертите данные углы с помощью транспортира
3. Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнем.
А сейчас мы отдохнем. Руки, ноги разомнем.
Я задания даю и ответы подберу.
Если верно – хлопнем, а неверно – подпрыгнем на месте
- Угол, равный 250- острый
- Угол, равный 1800- тупой
- Угол, равный 1500- острый
- Угол, равный 900- прямой
- Угол, равный 1100- тупой
4. Организует самостоятельную работу по карточкам
-У вас на столах лежит лист №2
-Выполняем задания в тетрадях и сдаем их на проверку
Контролирует выполнение работы.
Оказывает учащимся помощь в случае необходимости
5. Организует практическую работу
-На столах лежит лист №.3. Измерить все углы, которые вы видите на рисунках и записать их градусные меры.
Отвечают по вызову учителя
№ 523 выполняют четверо учащихся с объяснением у доски, остальные в тетрадях на местах
Учащиеся поднимаются с мест, под руководством учителя топают или хлопают в зависимости от их ответа на заданный вопрос. Если разногласия. Называется правильный ответ с объяснением.
Выполняют индивидуальные задания по карточкам
Сдают тетради на проверку
Выполняют практическую работу
Познавательные УУД :
выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ориентирование в учебнике, понимание информации, представленной в виде текста, рисунка.
самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные УУД :
соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи;
Элемент волевой само регуляции (осознание ценности здоровья)
Коммуникативные УУД:
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Личностные УУД:
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Осознание ценности здоровья
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: Обеспечить правильное понимание постановки задачи
- определяет задания для самоподготовки
–Выполнить задания из рабочей тетради №29.1, №29.2, №29.3
1.записывают домашнее задание;
2.задают уточняющие вопросы.
Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- формулировать уточняющие вопросы.
Регулятивные УУД:
- соотносить полученное задание на дом с изученным материалом.
6. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
1. Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности;
-Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
-Чему мы научились на уроке?
-Поднимите руки, кто понял, как строить и измерять углы
2.Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:
На уроке
Было трудно …
Было интересно …
Я научился …
Меня удивило …
У меня……………настроение
- Спасибо за урок, ребята. Сегодня вы очень хорошо потрудились.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
-На сегодняшнем уроке мы познакомились с инструментом для измерения и построения углов, транспортиром.
-Научились измерять и строить углы.
Проводят самооценку результатов своей деятельности, сдают листы самооценивания
Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщать изученное.
Коммуникативные УУД:
- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками;
Регулятивные УУД:
- соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений;
- давать самооценку.