kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Знаки препинания в прямой речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс:      5

Автор УМК: С.И.Львова, 2012 г.

Тема

Знаки препинания в прямой речи.

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

 Цель урока для учителя: Создать условия для развития личности  на основе  усвоения учащимися системы филологических знаний и умений.

Цель урока для ученика: Научиться правильно ставить знаки препинания

Планируемые результаты:

1.Предметные: Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.

Метапредметные:  

    1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

    3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценкуустойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности, убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь  в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведением художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные:  карточки с  заданиями,  учебник.



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Знаки препинания в прямой речи"»

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс: 5

Автор УМК: С.И.Львова, 2012 г.

Тема

Знаки препинания в прямой речи.


Тип урока

Урок «открытия» новых знаний


Планируемые результаты (УУД)

Цель урока для учителя: Создать условия для развития личности на основе усвоения учащимися системы филологических знаний и умений.

Цель урока для ученика: Научиться правильно ставить знаки препинания

Планируемые результаты:

1.Предметные: Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.


Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности, убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания.



Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора


Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?


Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;


Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.


Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.


Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведением художественной литературы.


Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент




Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

-Здравствуйте. Ребята! Садитесь! Сегодня замечательный день, к нам пришли гости. Давайте всем гостям подарим улыбки, возьмемся за руки и скажем « В здоровом теле здоровый дух»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Слайд 1

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Внимание на экран.(показ мультфильма)

-А вы поняли, какую роль играют знаки препинания на письме? (можно решить судьбу человека)

Организация учебного процесса на этапе 1

-Где встречаются знаки препинания? (в устной и письменной речи. )

- А как используются знаки препинания в устной речи? (при помощи интонации, пауз)



Формулируют ответы на вопросы учителя.


Слайд 2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Организация учебного процесса на этапе 2

Каков человек, такова и речь. Сократ.

Посмотрите на слайд . Это Сократ-первый греческий философ. Прочитайте его слова. Как вы понимаете слова Сократа? (Действительно, чтобы увидеть человека изнутри и понять - нужно услышать его речь . По речи можно узнать абсолютно все.

-Значит, о чем будем говорить сегодня? ( о речи, о знаках препинания)

Тема нашего урока «Знаки препинания в прямой речи» (запись в тетрадях)

Оцените себя по шкале .


Отвечают на вопросы учителя, записывают предложение, ставят




Учащиеся формулируют тему урока.





Слайд 3





Слайд 4

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

- Посмотрите на экран, попробуйте преобразовать слова Сократа в предложение с прямой речью устно. Запишите письменно. Кто желает написать на доске. К доске Слава.

У всех получилось такое предложение? А у кого по- другому? (устно)

Почему получились у всех разные варианты написания знаков препинания? (мы не знаем как поставить знаки препинания)

Какова цель данного урока? (Что такое предложение с прямой речью? Как правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.)

-Что нам нужно сделать для того, чтобы достигнуть цели на уроке?

Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?

-Знаки препинания мы знаем? Назовите их.

-Слово речь нам знакомо?

А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

Прямая речь - это чьи либо слова, переданные без изменения, точно так, как они были сказаны.







Учащиеся обсуждают ситуацию.




Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей



Составление учащимися плана действий.













Чтение, проговаривание в парах.















Слайд 5

4. Построение проекта выхода из затруднения


Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

А)Чтобы найти ответы на другие вопросы, представим, что мы лингвисты. Вы должны выполнить работу в группах и сами составить правило написания знаков препинания в прямой речи.

Задание:

1.Прочитайте текст.

2.Найдите предложения с прямой речью и попробуйте составить схему предложения с прямой речью (на листе А4) -повесить на доску магнитами.

3.Рассказать правила написания знаков препинания в предложениях с прямой речью по схеме.

4.Предложите другие варианты схем, если сможете.

Б) Проверим. (отрывок видеоурока)

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей



Составление учащимися плана действий.

Слайд 6

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока.

-А теперь возвратимся к словам Сократа. Сможем, ребята, правильно поставить знаки препинания и нарисовать схему.

«Каков человек, такова и речь». - сказал Сократ.

«П».-а.

Составляют схему, делают вывод.







Физкультминутка

Устали, встали.

Нарисуем глазами следующую схему: «П».-а.

Головой: А: «П».

Выполняют упражнения

Под музыку

7. Включение в систему знаний текста.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Прямая речь как средство выразительности

Обратимся снова к тексту. Вам ничего не показалось странным? Давайте я прочитаю текст.(О том, что маленькая дочка позаботилась о маме. Как вы узнали? (по поступку) А как можно охаректиризовать сестер? А как мы узнали7 (по речи)

-Для чего нам служит прямая речь? (Речь характеризует человека Нам надо помнить об этом. Ведь не зря Сократ сказал: Каков человек, такова и речь.»

А как вы относитесь к своим мамам? Как вы помогаете? А что вы говорите маме? Запишите предложения с прямой речью.


Анализируют текст












Слайд 7


Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник
2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями


Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.


Слайд 8

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8


Восстановление текста

  • Прямая речь –это чьи-либо слова , . 

  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. 

  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 


Вписывают ответы.

Слайд 9

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

- Чему мы научились на уроке?

- В чём испытывали трудности? А теперь оцените себя по шкале.

- Оцените свою деятельность на уроке

Продолжите 1 из фраз :

Я научилась…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.

2)упр.320 или 321 стр.144.

Записывают задание.

11

Приложение
Семь дочек. 
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю.

Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе,

как маковка по солнечному лучу». Вторая проговорила: «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”.

Третья дочь сказала: «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке».

Четвертая щебетала: «Мне было без тебя, как пчелке без цветка».

Пятая промолвила: «Ты снилась мне, как розе снится капля росы».

Шестая прошептала: «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья»
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. 
(По В.Сухомлинскому) 
Обратимся снова к тексту. Вам ничего не показалось странным? Давайте я прочитаю текст.

(О том, что маленькая дочка позаботилась о маме. Как вы узнали? (по поступку)

А как можно охаректиризовать сестер? А как мы узнали7 (по речи)

-Для чего нам служит прямая речь? (Речь характеризует человека

Нам надо помнить об этом. Ведь не зря Сократ сказал: Каков человек, такова и речь.»

А как вы относитесь к своим мамам? Как вы помогаете?

А что вы говорите маме? Запишите предложения с прямой речью.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по теме "Знаки препинания в прямой речи"

Автор: Базарова Эржена Батомункуевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План-конспект урока по русскому языку "Прямая речь" "
    ["seo_title"] => string(54) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-priamaia-riech"
    ["file_id"] => string(6) "119315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413384611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Моделирование урока.Конспект урока "
    ["seo_title"] => string(37) "modielirovaniie-uroka-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "235205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443629249"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priamaia-riech-znaki-priepinaniia-pri-priamoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "170284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423528295"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока и презентация на тему "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-sposoby-pieriedachi-chuzhoi-riechi-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "224364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438711562"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока  " Предложения с косвенной речью""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokapriedlozhieniiaskosviennoiriechiu"
    ["file_id"] => string(6) "304369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457707352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства