Технологическая карта урока.
Предмет:
Русский язык
Тема урока:
Типы текстов
Цель:
формировать у учащихся понятия: текст-описание, текст-повествование, текст- рассуждение.
Задачи
обучающие:
Систематизировать знания детей о тексте, типах текста.
развивающие:
развивать умение осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
воспитательные:
совершенствовать навыки общения, уважения друг к другу
Тип урока:
урок «открытия» новых знаний.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Технология проведения
1. Мотивация к учебной деятельности
Создает эмоциональный настрой на урок.
-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
Для вас я подготовила интересные задания
2. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа.
Учащихся выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают по кругу соседу.
Проверяет уровень усвоения правописания
- Письмо по памяти
Роса
Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу.
…
– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой?
– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?
– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного?
– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.
– Объясните знаки препинания во втором предложении.
– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, Письмо.
2.Чистописание (листочки - по 4 на каждого ученика)
на доске вывешивается плакат каллиграфического написания строчных букв т,е,к,с,.
-Придумать 4 имен существительных - чья группа закончила, поднимают руки
-Какие слова получились? В группах есть ли у вас одинаковые слова?(учитель опрашивает по группам) Получилось слово «текст»
3.-Посовещайтесь в группе и составьте маленький текст
4.- Подчеркнуть изученные орфограммы
5.Повторение о признаках текста
- Группе №1 рассказать,что текст состоит…, начинает тот, кто у кого желтая эмблема
- Группе №2 рассказать,что предложения расположены…, начинает тот, у кого зеленая эмблема, поблагодарите друг друга
- Группе №3 рассказать, что текст выражает …, начинает тот, у кого желтая эмблема, поблагодарите друг друга
- Группе №4 рассказать, что текст имеет…, начинает тот, у кого синяя эмблема, поблагодарите друг друга
3. Проблемное объяснение нового знания.
1. Послушайте три текста:
1) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
2) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
3) Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
-Мы повторили с вами признаки текста, можно ли сказать, что это текст?Докажите. ( по группам) Предложения связаны по смыслу,объедины одной темой.
- Назовите главную мысль каждого текста
-Попробуйте определить тип каждого текста
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Обсудите в группах.
Появляется презинтация «Типы текстов»
-назовите тему нашего урока
Работа в группах
- Проговорите по кругу один раз, типы текста.
- Чем, отличаются типы текстов?
(если, учащиеся не смогут сразу ответить на данный вопрос, то, прочитать материал рубрики «Вспомните!» с.11
4. Первичное закрепление.
Упр.9 с.11
-Прочитайте тексты
-Определите тип первого текста (текст-описание)
-Обсудите в группах и докажите свое мнение
-Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пес)
-Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой?)
-Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст)
-Как вы это определили?
Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что произошло?_
-К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение)
-Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?)
Выполните письменное задание к упражнению.
(Самопроверка)
-И еще ребята повторим.
1.- Проговорите по кругу один раз, о типах текста
- Как типы текста вы знаете?
- Как определить текст - описание?
- Как определить текст-повествование?
-Как определить текст-рассуждение?
2.Практическая част
Упр.10 с.12
(Работа в группах)
-Прочитайте тексты
-Определите тему текста
-Какова главная мысль каждого текста?
-Какой текст носит описательный характер?
-Какой заголовок можно к нему подобрать?
- Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-популярных изданиях?
5.Самостоятельная работа с самопроверкой
1.-Выведите правило в группах и оформите карточку «Надо знать!»
Типы текстов:
1 группа Описание- зто____________________________
2 группа Повествование-это_________________________
3 группа Рассуждение-это____________________________
.
- № 1 зачитайте
-Вспомним какое слово вывели в начале урока ?
- Какие типы текстов вы знаете?
2. - Теперь, передвигаясь по классу, составьте текст –описание про осень
- Зачитайте(Вывод №3)
3. – Придумайте в группах текст-рассуждение по теме «Осень»
-Расскажите свой текст
- Запишите понравившийся текст в тетрадях, при записи подчеркните изученные орфограммы, подумайте как проверить?
4. –Вы обсуждали в группах, для чего необходимо знать типы текстов ? Теперь придумайте в группах текст-повествование по теме «Типы текстов.» (чтение-обсуждение по художественной литературе)
-Расскажите свой текст
- Запишите понравившийся текст в тетрадях, при записи подчеркните знакомые орфогаммы, подумайте как проверить?
- Зачитайте свой текст ( по группам)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
– Тема «Осень» предполагает создание описательного текста; в формулировке темы заключена и тема, и главная мысль.
– При создании текста нужно не только описать осенний наряд березки, но сделать это так, чтобы все поняли, что она действительно красива и автор любуется ее красотой.
– Прочитайте текст. Определите тип текста. Дайте название своему тексту.
– Какую работу нужно выполнить с данным текстом? (Списать, определить тему и главную мысль текста, найти характерные признаки для определения типа текста, выделить орфограммы, разобрать предложения и т. д.)
И.С. Тургенев «Бежин луг»:
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].
Ученики прочитывают по цыпочке предложения и определяют к какому типу текста относятся. Каждая группа называет тему, главную мысль текста, доказывает принадлежность текста к тому или иному типу.
Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
7. Рефлексия.
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Что такое текст?
– Назовите типы текстов.
– Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?
– Закончите предложения:
• Несколько предложений, объединенных по смыслу, называются … (текстом).
• Текст, в котором рассказывается, о чем произошло, называется … (повествованием).
• Текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», называется … (описанием).
• Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос «почему?», называется … (рассуждением).
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Мы, ребята, молодцы
Поработали на славу!
Использованный материал:
- www.licey.net/russian/culture/7_3
- www.1september.ru
- Русский язык. 4 класс: поурочные планы по программе "Школа России". Компакт-диск для компьютера
4.Русский язык. 4 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого