Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД |
1.Организацион ный момент | Приветствие учащихся Я рада видеть каждого из вас, И пусть весна прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. | Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности | 1 мин | УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные умение работать в коллективе |
2.Мотивация к учебной деятельности | 1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
- Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача - перевести её на научный язык. У вас это точно получится! Сказка о Подлежащем и Сказуемом (по В.Бурмако) В стране Предложение жили Король и Королева . Они жить не могли друг без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой?) кто таков? Что такое? И одевались они по-разному. Король Подлежащее любил костюмы из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и прилагательного. - Вы догадались, о чем идет речь? (Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому) Проведите взаимопроверку домашнего упражнения , выставьте оценки в оценочные листы у вас на парте. Сдайте тетради, запишите число и классную работу, оставьте место для темы. | Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2) Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | 2мин 3мин | -личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
3.Актуализация знаний | Запишите предложение. Художник рисует весну красками. - Разберите его по членам предложения, дайте характеристику. - Почему вы испытываете затруднения? (С какой трудностью вы столкнулись?) - Какую учебную проблему будем решать на уроке? ( Какие еще есть второстепенные члены предложения, как они называются?) Послушайте продолжение сказки . Однажды к королю и королеве пришли 6 братьев, они стали жаловаться на старшего брата, который считал,что он самый главный,потому что дружит с королём. Он заставлял своих братьев трудиться день и ночь в поте лица, а сам ,как он говорил,занимался государственными делами. Король с королевой ничего не могли ответить , и так их утомила эта ссора родных людей, что они отправили братьев к мудрым пятиклассникам, чтобы они рассудили их. -Догадайтесь, что это за братья, как называются 5 братьев без старшего и для чего на сегодняшнем уроке они нам будут очень нужны.(слайд 4) О каком члене предложения мы будем говорить на уроке? | Рассуждения и ответы учащихся Отвечают, что это косвенные падежи,они нужны при работе над темой «Дополнение». | 5 мин. | - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей |
4. Целеполагание | -Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? | Узнать ,что такое дополнение, на какие вопросы оно отвечает, чем бывает выражено,как подчёркивается. Научиться находить дополнения в предложении. | 2 мин. | |
Работа по теме урока | Сейчас откройте задачник на станице 59, прочитайте сведения о дополнении, заполните таблицу, которая есть у вас на партах.( слайд 5,6) | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ДОПОЛНЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | 1. От какого слова зависит? | От глагола | | | 2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | | | 3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | | | 4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением | | | Работая в паре составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. а)найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глаголсказуемое; б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.; в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет; г) если есть, это дополнение (слайд 7) | Работа с учебником – чтение определения Заполнение таблицы, сравнение с учебником Составляют алгоритм, работают в паре | 5 мин. | Р. Вычитывать разные виды информации; анализировать, сравнивать, обобщать. |
Первичное закрепление | А теперь поработаем с текстом ( слайд 8) Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Кому принадлежат эти строки? (Алексею Плещееву) -Найдите и подчеркните дополнения, определите, чем они выражены? Произведите самопроверку .(слайд 9) Поставьте за это задание оценку в оценочный лист. | Работают по заданию, проводят самопроверку | 5 мин. | - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе, |
4. Физкультминутка | Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растем, И тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. | | 2 мин | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Следующее задание- восстановить текст, подчеркнуть вставленные слова как члены предложения, выделить основы, тексты у вас на партах.(слайд 10) Черемуха душ..стая С … расцвела И … золотистые, Что кудри, зав..ла. Кругом р..са м..двяная Сп..лзает по … , Под нею зелень пряная Сияет в … . - Произведите взаимопроверку.( слайд 11) | Выполняют задания предложенного материала. Словесное рисование картины по прослушанной музыке. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения |
Включение в систему знаний | -У Алексея Толстого есть такие замечательные строки о цветах , которые вот- вот появятся в лесах : (слайд 12) Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт (слайд 13) Вы видите фотографию весенней природы нашей Оренбургской области, придумайте сами задание к ней по нашей теме. | Слушают чтение учителя Придумывают задание и выполняют его | 5 мин | - личностные: критическая оценка своих знаний; - коммуникативные: умение слушать друг друга |
Итог урока. Рефлексия | ( слайд 16,17)Выполните небольшой тест, проверьте себя и поставьте оценки. А теперь посчитайте общее количество баллов за все задания и поставьте себе оценку за урок. ( слайд 18) Продолжи фразы: Сегодня я узнал…. Было интересно... Было трудно… и так далее | Выполняют рефлексию своей работы на уроке, подводят итог | 5 мин. | коммуникативные (оценка своей работы), - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции |
Домашнее задание | ( Слайд 19)Стр.59, упр.126 или составить текст на тему «Весна», подчернуть основы и дополнения. | Записывают в дневники | 2 мин. | |