Технологическая карта урока литературы
Тема урока: И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Повествование и мораль в басне.
Предмет: литература
Класс: 5 Автор УМК: Коровина В.Я. Тип урока: урок общеметодологической направленности
Этапы урока
Ход урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Задание базового уровня
Задание повышенного уровня*
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы д-ти
Осуществляемые действия
Формируемые способы д-ти
Осуществляемые действия
Формируемые способы д-ти
1. Мотивация
1. Вспомните, что такое аллегория. Какое явление жизни аллегорически описывает басня «Волк на псарне»?
2. Выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».
Установка тематических рамок учебной деятельности.
Преобразование
Постановка и решения проблем
Постановка вопросов
Управление поведением
Выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований УД.
Планирование необходимых действий
2. Актуализация
Выразительное чтение и чтение по ролям басни «Свинья под Дубом»
Организация фиксирования каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном действии.
Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование.
Воспроизведение и фиксирование знания, умения и навыка, достаточного для построения нового способа деятельности.
Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.
Постановка вопроса
Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).
Прогнозирование учебной задачи
3. Выявление места и причины затруднения
Вопрос: 1. Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
2. Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне?
Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения.
Фиксация операции, на которой возникло затруднение.
Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Анализ с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух того, что и как они делали.
Разрешение конфликтов
Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.
Оценка возникающих трудностей.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Формулировка темы урока, постановка целей.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Предложение и согласование темы урока, которую учитель может уточнить.
Действия постановки и решения проблемы.
Формулировка конкретной цели своих будущих УД, устраняющих причину возникшего затруднения.
Разрешение конфликта
Выбор способа построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения.
Выбор средства для построения нового знания.
5. Реализация построенного проекта
1. Чтение басни по ролям.
2. Задания 1-4 (с. 65).
Контроль за построением учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Выдвижение и обоснование на основе выбранного метода гипотезы.
Использование при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами и т.д.
Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.
Управление поведением
Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаково.
Фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием
Работа по дополнительным вопросам.
*Инд. зад.: составление словаря басен Крылова.
Контроль за усвоением учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Решение (фронтально, в группах, в парах) нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование.
Общеучебные
Совместная деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Умение задавать уточняющие вопросы.
Осознание возникающих трудностей, поиск пути преодоления.
Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Вспомните определение понятия «мораль».
2. В каких строчках заключается мораль этой басни?
Контроль за интериоризацией нового способа действия и исполнительской рефлексией (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Общеучебные
Самопроверка решений по эталону.
Управление поведением
Выявление причин ошибок и их исправление.
Саморегуляция.
8. Включение в систему знаний и повторения
1. Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица».
2. Работа по вопросам на понимание темы.
Обучение применению нового знания в системе изученных ранее, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
Осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.
Выявление границ применимости нового знания и его использование его в системе изученных ранее знаний.
Включение нового способа действий в систему знаний.
Доведение нового способа действий до уровня автоматизированного навыка.
Саморегуляция.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Сделать вывод по плану.
2. Д/з: Подготовить выразительное чтение наизусть (инсценировку, чтение по ролям) одной из басен: «Свинья под Дубом» или «Ворона и Лисица».
Организация самооценки уч-ся результатов своей УД.
Самооценка учениками собственной УД на уроке.
Намечаются цели дальнейшей деятельности
Управление поведением.
Умение выражать свои мысли
Соотнесение цели и результатов своей УД.
Оценка.