Цель урока: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков
Задачи урока:
1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;
2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);
4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками;
5. Личностные – формирование бережного отношения к материалу и инструменту при выполнении трудовых приемов.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: образцы изделий, контурные рисунки плоских изделий, шаблоны «машина», заготовки из фанеры, оборудование учебной мастерской – инструменты и приспособления.
Этап урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Орг. момент
- приветствует учащихся;
- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;
- проверяет готовность учащихся к уроку.
- демонстрирует изделия выполненные учениками прошлых лет, мотивирует учащихся.
Приветствуют учителя.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.
2. Повторение пройденного материала
Беседует с учащимися по предыдущей теме урока:
1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему.
2. Предлагает ответить на вопросы:
- с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности
- влияет ли величина зерна на качество шлифовки
- почему поверхность изделия зачищают наждачной бумагой вдоль, а не поперек волокон
Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.
В беседе с учителем:
1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция (для придания поверхности декоративных качеств).
2. Отвечают на поставленные вопросы:
- с помощью наждачной бумаги
- величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая.
- поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от наждачной бумаги.
Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.
3. Изложение нового материала
Учитель подводит учащихся к определению темы урока:
1. напоминает ученикам о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины
2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки.
3. Предлагает ответить на вопрос – какими свойствами должен обладать инструмент, которым можно выполнить криволинейное пиление и что это может быть за инструмент.
- совместно с учениками определяет цель и задачи урока:
1. спрашивает учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком
2. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом.
Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал:
- показывает ученикам инструмент (лобзик) и просит определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Наглядно показывает составные части, просит зарисовать инструмент в рабочие тетради и подписать основные части.
- создает проблемную ситуацию: «при пилении лопнуло полотно лобзика – каким способом можно произвести его замену». Выслушивает гипотезы и совместно с учащимися определяет возможные приемы замены полотна с наглядными примерами. Демонстрирует эксцентриковый зажим.
- актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон). Предлагает ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон (копировальная бумага).
Организует работу учащихся с учебником:
- предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания.
- демонстрирует учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями.
Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.
При показе изделий сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью столярной ножовки такие изделия скорее всего нельзя, необходим инструмент с очень тонким полотном, которое при пилении можно легко изгибать повторяя контуры объекта. Предполагают что возможно это ручной лобзик.
Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком.
При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).
Изучают устройство лобзика, пытаются определить из каких частей он состоит (рамка, рукоятка, зажимной винт, полотно). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.
При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах замены полотна (согнуть, зажать в зажиме, использовать специальные механизмы). Совместно выбирают наиболее рациональные методы.
Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах нанесения сложных объектов на заготовку.
Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.
Регулятивные:
умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.
4. Вводный инструктаж
- Знакомит учащихся с заданием (объект труда – пропильная фигура «лепесток цветка») и технологией его изготовления;
- предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда;
- организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения;
- проводит инструктаж по технике безопасности;
- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.
Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.
Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;
Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.
Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.
5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж
- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);
- проводит целевые обходы:
1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности
2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности
3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.
Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в коллективе.
6. Рефлексивно-оценочный этап
- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.
- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки);
- оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.
- проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы:
1.Как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит?
2. Какими способами можно нанести изображение на заготовку?
3. Как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении?
Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы:
1.Лобзик, он состоит из рамки, ручки, зажимных гаек, пилки.
2. обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги;
3. не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков.
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
7. Уборка рабочих мест
- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными
Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской.
Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.
Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока выпиливание лобзиком »
Министерство образования и науки РФ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Дятьковская городская гимназия» Дятьковского района Брянской области
Технологическая карта урока технологии
Выпиливаниелобзиком
Раздел: Художественная обработка материалов
Разработала учительница технологии Сергеева Светлана Викторовна
приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков
Задачи урока:
1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;
2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);
4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;
5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
Тип урока:комбинированный
Оборудование: образцы изделий, контурные рисунки плоских изделий, шаблоны «машина», заготовки из фанеры, оборудование учебной мастерской – инструменты и приспособления.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Этап урока
Деятельность учителя
1. Орг. момент
Деятельность учащихся
- приветствует учащихся;
Формирование УУД
- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;
Приветствуют учителя.
- проверяет готовность учащихся к уроку.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Этап урока
2. Повторение пройденного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Беседует с учащимися по предыдущей теме урока:
Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.
1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему.
Формирование УУД
2. Предлагает ответить на вопросы:
В беседе с учителем:
Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.
- с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности
1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция (для придания поверхности декоративных качеств).
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.
- влияет ли величина зерна на качество шлифовки
- почему поверхность изделия зачищают шлифовальной шкуркой вдоль, а не поперек волокон
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
2. Отвечают на поставленные вопросы:
с помощью шлифовальной шкурки
величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая.
- поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от шлифовальной шкурки.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этап урока
Деятельность учителя
3. Изложение нового материала
Деятельность учащихся
Подвожу учащихся к определению темы урока:
Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.
При показе изделий сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью столярной ножовки такие изделия скорее всего нельзя, необходим инструмент с очень тонким полотном, которое при пилении можно легко изгибать повторяя контуры объекта.
2. напоминаю ученикам о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины
3. Показываю несколько изделий сложной формы и спрашиваю учеников – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки.
умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.
4. Предлагаю ответить на вопрос – какими свойствами должен обладать инструмент, которым можно выполнить криволинейное пиление и что это может быть за инструмент.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
- совместно с учениками определяю цель и задачи урока:
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Спрашиваю учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком
Формирование УУД
2. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом.
Предполагают что возможно это ручной лобзик.
Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком.
Объясняю (с элементами беседы) и демонстрирую учебный материал:
Коммуникативные : умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками
- показываю инструмент (лобзик) и прошу определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Наглядно показываю составные части, прошу зарисовать инструмент в рабочие тетради и подписать основные части.
При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
создаю проблемную ситуацию: «при пилении лопнуло полотно лобзика – каким способом можно произвести его замену». Выслушиваю гипотезы и совместно с учащимися определяю возможные приемы замены полотна с наглядными примерами. Показываю эксцентриковый зажим.
Формирование УУД
- актуализирую знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон). Предлагаю ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон (копировальная бумага).
Изучают устройство лобзика, пытаются определить из каких частей он состоит (рамка, рукоятка, зажимной винт, полотно). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.
При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах замены полотна (согнуть, зажать в зажиме, использовать специальные механизмы).
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организую работу учащихся с учебником:
Формирование УУД
- предлагаю в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания.
Совместно выбирают наиболее рациональные методы.
- Демонстрирую учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями.
Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах нанесения сложных объектов на заготовку.
Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Этап урока
Деятельность учителя
4. Вводный инструктаж
Деятельность учащихся
- Знакомлю учащихся с заданием (объект труда – пропильная фигура «лепесток цветка») и технологией его изготовления;
Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.
Формирование УУД
- предлагаю учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда;
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;
- организую выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняю, степень усвоения учебного материала. Прошу проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения;
- провожу инструктаж по технике безопасности;
Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности .
Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.
- напоминаю о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.
Коммуникативные : обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами .
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
Этап урока
Деятельность учителя
5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж
Деятельность учащихся
Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Формирование УУД
- проводит целевые обходы:
Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности
2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности
Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.
Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.
Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в коллективе.
РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Этап урока
Деятельность учителя
6. Рефлексивно-оценочный этап
Деятельность учащихся
предлагаю провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.
Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
Формирование УУД
- организую деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показываю ряд работ – не называя авторов, и прошу учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки, выявить лучшую работу);
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
оцениваю совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляю оценки.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
провожу рефлексию, предлагаю ответить на вопросы:
Формирование УУД
1.Как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит?
Отвечают на поставленные вопросы:
2. Какими способами можно нанести изображение на заготовку?
1.Лобзик, он состоит из рамки, ручки,зажимных гаек, пилки.
3. Как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении?
2. обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги;
3. не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков.
УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ
Этап урока
Деятельность учителя
7. Уборка рабочих мест
- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской
Регулятивные : оценивают качество уборки рабочих мест.
Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.