Тема | Дополнение |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель урока | Актуализировать и восстановить знания учащихся о дополнении, дать понятие о прямом и косвенном дополнении |
Планируемый результат | Предметные: знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения, случаи возможного смешения дополнения и подлежащего, уметь находить дополнения в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога, верно обозначать дополнение как член предложения, распространять предложения дополнениями. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Дополнение, прямое, косвенное дополнение. |
Ресурсы: | Учебник, презентация, диск. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Прочитайте стихотворение на слайде. Восстановите пропущенное слово.
Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их, без промедления Тут же отыщутся … (дополнения).
-Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… Дополните предложения на слайдах: Ребята посадили (что?)… Ученики писали (что?) (о чем?) Земля в саду усыпана (чем?) Автобус привез (кого?) Малыши радуются (чему?) - Перечислите вопросы косвенных падежей. - От какого члена предложения зависит дополнение? - Какой частью речи выражено дополнение? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Сравните предложения, сделайте вывод, какие дополнения называются прямыми, какие – косвенными. Прямые дополнения: Я налил бабушке чаю. Мама купила мне подарок ко дню рождения. Косвенные дополнения: Мой друг победил в соревнованиях по бегу. В саду мы любовались прекрасными астрами, георгинами. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Отвечают на вопросы, слушают диск, воспроизводят информацию. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Выполнение упражнения 182. Указать прямые и косвенные дополнения. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Составьте текст из трех-четырех предложений к картине И. Левитана «Золотая осень». Подчеркните все дополнения. | Составляют текст, описывают картину, находят дополнения. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу и дополнение. Различайте подлежащее и дополнение. Сказки А.С. Пушкина я люблю. Письмо мне вручил брат. Стол починил папа. Лес окутал густой туман. Доклад мы поручили Пете. Вывод: прежде чем определить, где дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, увидеть порядок слов. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Заполните таблицу: Порядок действий | ДОПОЛНЕНИЕ | 1. Установить, от какого слова зависит | от глагола | 2. Выяснить, что обозначает | предмет, с которым связано действие или признак | 3. Найти, на какой вопрос отвечает | Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? | 4. Определить, какой частью речи выражен | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже | | | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная | |
Домашнее задание | Параграф 37, выучить определение, с.83, упр. 185, с. 85 | | | |