Технологическая карта урока математики, 3-й класс, 21.11.2013. Пашкова Н.В.
Тема: Единицы массы. Тонна, центнер. (Урок открытия нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять преобразование новых единиц массы; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней; осуществлять самоконтроль и самооценку; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Форма работы на уроке: Групповая, коллективная.
Применение оборудования и инструментария: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, документ камера, карточки с заданиями для групповой работы, различные виды весов, продукты для практической работы в группе.
Этапы урока
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Вокруг нас много интересного,
Нам порою не всегда известного.
В потоке знаний нет предела,
Скорей друзья возьмёмся за дело!
Устный счёт (фронтальная работа на слайдах)
1. Задача
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
2. Найди по рисунку массу арбуза и массу яблок, если масса пустой миски420 г. (стр. 105 №9)
3. Масса Тыквы 12 кг, а масса арбуза – 3 кг. Объясни, что означают выражения, составленные по этому условию:
12 + 3
12 - 3
12 : 3
12 * 2 + 3 * 5
12 * 2 – 3 * 5
2. Найдите в каждом выражении 2-е слагаемое, чтобы в сумме получился 1 кг.
670 г + … = 1 кг
300 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
890 г + … = 1 кг
III. Самоопределение к деятельности.
IV.Постановка учебной проблемы
V.Физминутка
VI. Открытие нового знания.
VII.Применение новых знаний.
VIII.Рефлексия
IX. Подведение итогов урока
- ребята что мы сейчас с вами делали?
(Сравнивали величины, преобразовывали, выполняли вычисления).
- С какими единицами мы работали? (Единицы измерения массы).
- Сформулируйте тему урока (единицы измерения массы)
учитель вывешивает тему урока
Тема урока: Единицы измерения массы.
- Какие единицы измерения массы вы помните с прошлого урока? (кг. И г.)
- Кто нам напомнит как перевести кг. в г.?
(Нужно количество кг. умножить на 1000, потому что в 1 кг=1000г.)
- А какое действие нужно выполнить при переводе граммов в кг.?
(Число граммов разделить на 1000)
- А если число граммов на 1000 не делится?
(Тогда нужно разделить с остатком т. е. выразить массу в кг. и граммах)
Учитель вывешивает опорную таблицу:
1 кг 1 г
1000
- Где чаще всего используются эти единицы массы? (в магазине)
-С помощью чего мы можем измерять массу какого-либо тела, предмета? (С помощью весов)
-А какие весы вы знаете? (аптекарские, ручные пружинные (безмен), рычажные (чаще всего применяются в торговле).
-Как вы считаете, любой предмет можно измерить с помощью весов?
- Давайте попробуем сейчас это проверить.
Работа в группах
-Перед вами на столах лежат продукты и различные виды весов. Сейчас вам предстоит поработать в группе. Для начала распределите роли в группе и приступайте работать.
(На каждую группу учителем заготовлена рабочая страничка в которую они будут заносить свои измерения)
I группа - аптекарские весы: 1) кольцо; 2) маленькая шоколадка «Алёнка»; 3) пакетик с семенами; 4) один апельсин.
II группа - ручные пружинные (безмен): 1) одна пачка соли; 2) один пакет сахара; 3) мешочек риса; 4) мешочек яблок.
III группа – весы напольные (каждый учащийся в группе измеряет свой вес, результат записывают в таблицу)
IV группа – рычажные весы с чашей: 1) кочан капусты; 2) 10 картофелин; 3) кабачок; 4) баклажан.
V группа - рычажные весы (чаще всего применяются в торговле): 1) крупа 10 кг; 2) сахар 5 кг; 3) яблоко; 4) коробка яблок. ???
После работы в группе учащиеся представляют результат, и в пятой группе возникает затруднение.
Пятая группа предоставляет свои результаты последней и у них возникает затруднение.
-Вам удалось узнать массу коробки яблок? (нет, объясняют почему)
– Представьте, что мы с вами собрали в саду урожай яблок и у нас их получилось целый кузов грузовой машины. Как будем их взвешивать?
(Дети могут предложить версию взвешивать по 5 кг., но тогда учитель их подводит к тому что это очень долго по времени и не удобная запись количества кг,).
– Затем учитель спрашивает: «Может быть, кто-нибудь из вас слышал, что возможно существуют другие единицы массы для взвешивания очень больших предметов: животных, машин, овощей, зерна и т.д.?
( Называют, если никто не назовёт, то учитель подводит к тому, что существуют более крупные единицы массы. Какие мы пока не знаем. Но можем предположить что существуют).
– Какую цель поставим себе на урок?
– (Цель: узнать название новых единиц измерения массы, научиться ими пользоваться в жизни.)
- Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения? (Учебником)
– Откройте учебник на стр. 104. Прочитайте текст в рамке.
– Попробуйте сделать вывод.
(Для измерения массы очень больших предметов используются две единицы измерения массы ? тонна (т), равная 1000 кг, и центнер, равный (ц.) равный 100 кг.)
- Давайте вернёмся к нашей теме и дополним её ( Добавляем карточку со словом центнер и тонна)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– -Учитель предлагает дополнить и записать соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
– Предлагаю дополнить эталон – запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы.
1 т 1 ц 1 кг 1 г
10 100 1000
-Какая же из этих единиц массы самая крупная?
-А самая мелкая?
-А теперь под дугами укажем коэффициент соотношений:
в 1 кг – 1000 г;
в 1 ц – 100 кг;
в 1 т – 10 ц.
-Что вы заметили? (уменьшаются к большей мерке)
- Откройте учебник на с. 104 и выполним №1 устно.
- Выполним №2 с комментированием у доски по цепочке.
- Учащиеся, пользуясь новым эталоном, выполняют задания в тетрадях с комментированием по “цепочке”.
- Работа в паре №3,4
- ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (на доске у одной из пар учитель берёт тетради кладёт под документ камеру и проверяет, остальные учащиеся проверяют друг друга )
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
Оцените свою работу
- ни одного минуса «5»;
- 1-2 минуса «4»;
- 3-4 минуса «3»;
- у кого больше пока ничего не получает, тому нужно ещё работать.
Решение задач на повторение. (дополнительный материал если останется время)
.с. 105 задача №7 (решение задачи за закрытой доской)
- Самостоятельно начертите в тетрадях схему и решите задачу по действиям с пояснением.
- Кто первым справится, может выполнить дополнительно №8.
- Проверим:
- Кто решал задание №8? На перемене сдайте тетради.
- Какие новые ед. измерения вы узнали на уроке?
- Смогли мы сегодня достичь поставленную цель?
- Назовите наибольшие и наименьшие.
- Сколько в 1т - : кг, ц.
- Сколько в 1ц - : кг.
- Люди каких профессий часто применяют их в своей деятельности?
(продавцы, фармацевты, инженеры:)
- Всё ли было понятно на уроке?
- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Что было трудным?
- Где можно применить полученные знания?
Домашнее задание.
с.106 №14 учеб.
Найти информацию для проектов
- Старорусские единицы массы
- Самые тяжелые и легкие животные