09.02.16 г.
Урок № 62
Тема : Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
Регулятивные действия: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познавательные действия: формировать умение правильно писать слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков.
Коммуникативные действия: управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
- Мотивация к учебной деятельности
- Чистописание.
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи. «Открытие нового знания»
- Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Работа в группах. Самоанализ и самоконтроль. Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
1. Домашнее задание.
2. Рефлексия
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.
На доске запись:
ЛлЛ лЛл
ал ел ол ил
-По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.
-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)
Уч-ся. Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
Уч-ль. Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?
Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.
Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах?
Уч-ся. В корне слова.
Учитель. Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?
Уч-ся. Подобрать однокоренные слова.
Учитель. Какие слова лишние? Почему?
(Слова напечатаны на листе, учитель по ходу беседы выделяет маркером части слов)
ссора
медленно (-енн - суффикс)
рассказ (сс на стыке приставки рас- и корня сказ)
пассажир
русский (СС на стыке корня рус и суффикса -ск-)
грамм
летняя (-яя - удвоенная гласная, окончание прилагательного женского рода)
Учитель. Более подробно изучать удвоенные согласные на стыке приставки и корня мы будем в 10-м разделе нашего учебника.
Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?
Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.
Словарная работа (эстафета). Словарные слова - стр.55 в учебнике русск.языка.
Учитель. Три ряда - три команды. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый ученик записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок учителю. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Учитель и уч-ся проверяют, исправляют ошибки.
Учитель. А в каких словарных словах так и хочется написать удвоенную согласную, но делать это нельзя?
Уч-ся. Галерея, юный (корень юн, суффикса нет), багряный и серебряный (суффикс -ян- с одной н).
Учитель.
Шарада.
Первая буква есть в слове сурок
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущения,
И в целом получишь итог от сложения.
(С-ум-ма).
Фонетический разбор слова.
Учитель. Сделаем звукобуквенный анализ слова сумма. Какой звук передают буквы мм? Как его обозначить в транскрипции?
Уч-ся. Долгий звук / м /. / Сумма - сум-ма, 2 слога;
с- / с / - согласный, глухой, твёрдый;
у- / у / - гласный, ударный;
м- / м / - согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, долгий;
м
а- / а / - гласный, безударный;
5 букв, 4 звука.
На доске запись:
Я сегодня всем наврал -от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
Учитель. Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты наврал?
Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать.
Учитель. Есть ошибка здесь иль нет?
Дайте правильный ответ.
Учитель. Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений. Запишите два предложения с любой парой слов.
Грипп - гриб
Физминутка.
Учитель. Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему.
Уч-ся. У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чополлино - нет. Учитель. Кто придумал этих героев?
Уч-ся. Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский.
Учитель. Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква?
Уч-ся. Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс ( Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг)
Учитель. Спишите и запомните 3-4 имени любимых вами героев и авторов произведений о них. Подчеркните орфограмму "Удвоенную согласную в корне слова".
Учитель. Какая ещё орфограмма есть во всех этих словах?
Уч-ся. Большая буква в именах собственных.
Учитель. Какие имена пишутся с удвоенными согласными?
Уч-ся. Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп.
Учитель. Знаете ли вы, какие географические названия пишутся с удвоенной согласной в корне?
Уч-ся. Россия, Одесса, Марокко, Коралловое море, реки Миссисипи, Миссури, Маккензи (в Северной Америке), река Муррей (Австралия), Магелланов пролив (на севере Южной Америки).
(Учитель, дополняет в случае необходимости и показывает на физической карте полушарий).
Учитель. Как вы уже заметили, удвоение согласной не свойственно русскому языку. Этимология таких слов часто объясняет удвоение согласной. В дальнейшем, встречая слова с удвоенной согласной, мы будем продолжать изучать этимологию слов с удвоенной согласной.
Работа по учебнику.
Домашнее задание. Упр. 32, выписать слова с удвоенной согласной. Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.
Проверка усвоенного материала:
-С какой темой мы работали сегодня? Какое правило мы с вами сформировали?
-Что было легким и трудным на уроке?
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».
Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.
Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,
записывают слова в два столбика
Вступают в диалог, выписывают слова из обратного словаря(учебник 2 часть, стр. 180)
Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.
Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности
Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.
Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.
Записывают задание на дом, задают вопросы.
Получают позитивный настрой от урока. Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.
Регулятивные:
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии;
Познавательные:
- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование правил
Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании падежных окончаний у имен существительных к ед.числе;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;
Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации;
развитие умения активно использовать памятки и словари,
Предметные: развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.
Личностные:
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Познавательные:
умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;
формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Личностные:
- умение оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве. со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.