Актуализация знаний (ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности | Держу в руках маленький мяч. - Ребята, опишите мяч. (записывает на половине доски ответы уч-ся) - какими частями речи вы описали мяч и почему? - объясните, почему именно такая форма у имен прилагательных | - круглый, синий, маленький, упругий и т.д. - прилагательное – обозначает признак предмета. - прилагательное зависит от существительного в роде, числе и падеже, поэтому отвечает на вопрос: мяч (какой?) круглый… | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Логические: анализ объекта с целью выделения признаков. |
Постановка учебной задачи | Создаю проблемную ситуацию: подкидываю мяч вверх. - попробуйте описать сейчас мяч… (записываю на второй половине доски ответы уч-ся) - какие части речи мы с вами записали? | - летящий, прыгающий, подброшенный, пойманный… - прилагательное? - глагол? | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Общеучебные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения. Совместное решение учебной задачи | - докажите ваше утверждение Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации. Приходят к выводу, что эта часть речи является почти прилагательным, потому что… Почти глагол, потому что… - как бы вы назвали такую часть речи? - называется ПРИЧАСТИЕ – форма глагола, обозначающее признак предмета по его действию - как вы думаете, почему так называется эта часть речи? Записывают тему урока в тетрадях для правил Каким членом предложения является причастие? | Работают в группах: составляют план достижения цели и определяют средства; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу. Приступают к преобразованию материала. - прилагательное, т.к. зависит от сущ. в грамм. значениях; - отвечает на вопрос: какой? - можно определить род, число, падеж - обозначает признак предмета. НО! - глагол - обозначает действие предмета - можно определить время - вид - отвечает на вопрос: что делающий? Что сделанный? - окончание, вопрос (какой?), род, число, падеж… - можно сказать: мяч прыгает, мяч подбросили – это действие. ЧТО ЭТО ЗА ЧАСТЬ РЕЧИ????? Приходят к выводу, что это не прилагательное и не глагол. Это новая часть речи! - предлагают варианты: формулируют (уточняют) тему урока: «Причастие» - варианты ответов. (находится при частях речи: прилагательного и глагола) и т.д. - зависит от сущ., обозначает признак и отвечает на вопрос (какой?)- определение | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия; Как же мы будем отличать причастие от глагола и прилагательного? Нужен способ различения? Можно выбрать самый удачный способ различения или предложить свой как вариант. Карточка №1 Даны слова. Выпишите только причастия и аргументируйте свой выбор: Играет, игравший, смеющаяся, приклеенное, ветреный, красивая, прыгал, ищет. Сверяемся с эталоном на экране. Разбираем и анализируем | - Да, нужен Обсуждают в группах преобразовывают материал и предлагают модели, схемы, алгоритмы способа различения причастия от глагола и прилагательного. Примерный способ: Ищем слово – форму глагола, но с окончанием прилагательного Причастие всегда можно переделать в глагол (признак по действию) Но зависит от сущ.(признак предмета) – какой? Решают типовые задания с проговариванием алгоритма (способа действия) вслух. Работают в группах: - обсуждают - выбирают - аргументируют | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий). |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организую деятельность по применению новых знаний: упражнение из учебника | Самостоятельная работа; Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном. Возможна взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Домашнее задание | Упражнение из учебника или Составить лингвистическую миниатюру о Причастии | Выбирают домашнее задание | Познавательные: создавать творческий продукт; - предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.). Личностные: проявлять интерес к учебной теме; -проявлять творчество, выполняя задания; |