II. Актуализация знаний. | - Что за предмет я принесла на урок? (шар). Проведем небольшое наблюдение. Ваша задача сказать, какой он (записать на доске слова). А теперь я буду проводить с шаром действия. Сейчас шар какой? (летящий, упавший, подброшенный). А сможем ли мы определить, к какой части речи относятся эти слова? Выделите в словах окончания. У какой части речи такие же окончания? | Слушают учителя. Фронтальная работа Отвечают на вопросы | умение слушать, извлекая нужную информацию, критически оцени-вать ее, соотносить с имеющими зна-ниями, опытом — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи |
III. Создание проблемной ситуации. | -На какой вопрос отвечают эти слова? (какой?) Правильно! Вопрос такой же, как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Летящий шар (род, число, падеж) - Обратите внимание, от каких слов образованы слова летящий, упавший, подброшенный (от глаголов). - Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этим словам? (что делающий? Что делавший?) -Признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов? (прилагательного и глагола) - Как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Правильно! О причастии! | Индивидуальная работа, работа в парах. Обсуждают, какой частью речи являются слова летящий, упавший, подброшенный. (Отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета) Какой? который летит от глагола лететь Суффиксы –ящ-, -вш-.-енн-. Признак прилагательного и глагола Какая же это часть речи? Причастие | - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; — готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деят-сти; - учебно-познаватель-ный интерес к новому материалу и способам реше-ния новой учебной задачи; — умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
IY. Постановка учебной задачи. | Итак, какова же тема нашего урока? Запись темы урока. На уроке вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей. Речь пойдет о причастии. Какими могут быть задачи нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. На уроке мы должны: -узнать, что такое причастие; -узнать признаки причастия; -узнать, как образуются причастия; -научиться отличать причастие от слов других частей речи. На столе перед вами лежат листы самоконтроля, в которых записаны задачи нашего урока, по мере решения этих задач, вы будете на листах оценивать свою работу. Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий. Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке. | Формулируют тему и задачи урока. Запись темы урока в тетрадь. | - способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи; — способность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
V. Осмысление содержания. | Приступим к решению нашей первой задачи: «Что же такое причастие?» Как вы понимаете слова Владимир Даля «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного»?. -Какие выводы можно сделать, прочитав эти слова? От каких частей речи образуются причастия? Давайте вспомним, что такое глагол? Что вы о нем знаете? Признаки? Что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? Признаки? А теперь посмотрим на доску, слова какой части речи должны появиться здесь? (Глагола). - Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова. а) Осыпаются астры в садах, Желтый клён под окошком желтеет. б) Мелькает желтый лист на зелени дерева. в) Волнуется желтеющая нива. Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий) Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются? В первом предложении? Во втором? В третьем? (Желтеет – действие - глагол. Желтый - признак предмета - имя прилагательное. Желтеющий - ?) -Вспомним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”. Это слово похоже на глагол? (нет) На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?) Сравним эти два слова – желтый и желтеющий. Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий? Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию. Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного. Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак. Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию) | Индивидуальная и парная работа (в одном столбике прилагательные, в другом причастия) шар Воздушный летящий Овальный падающий Большой упавший (имеют форму наст. и прош. времени, образовано от глагола, отвечает на вопрос «что делающий?», изменяется во времени). | - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; — умение работать в команде; — умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одно-классниками |
VI. Открытие нового знания, формулирование правила. | А вот как об этом говорится в учебнике? (прочитать определение причастия в учебнике стр.151 ). Попробуем вместе сделать вывод и определить что такое причастие? Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. 1. Это особая форма глагола 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какие? 3. Которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам, падежам). 4.образуется от глаголов с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн-, -т-- Откройте учебник на стр.152-153 и прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику. - какое определение причастию дают авторы учебника? - что значит «особая форма глагола»? - какое общее грамматическое значение причастия? - как изменяется этот признак? - как выражаются формы времени у причастия? Кто готов нам рассказать правило? (2-3 человека) Итак , что мы узнали? что такое причастие. Начнем работу с оценочной таблицей. Заполняем первую строку. | Читают текст, анализируют информацию Проговаривание определения, т.е образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию (во времени) (при помощи суффиксов). Работа в паре над формулировкой правила и объясняют друг другу, что такое причастие | — способность контролировать процесс и результаты деятельности; — читать и слушать, извлекая нужную информацию |
VII. Закрепление материала | У каждой части речи есть признаки. Есть они и у причастия. Переходим к следующей задаче: мы должны узнать признаки причастия. Давайте найдем в данных словосочетаниях признаки прилагательного и глагола: окончание, падеж, род, чис-ло, вид, время, возвратность причастия глаголы
болеть - болеющий научить - научивший любить - любящая покориться –покорившаяся Для чего мы выполняли данное задание? (Мы учились находить признаки прилагательного и глагола у причастия) Оценочный лист Итак, мы знаем, что суф-фикс — это визитная кар-точка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий, давайте попробуем образовать причастия Играть + -ущ-(-ющ-) = играющий Лететь + -ащ-(-ящ-) = летящий Смотреть + -вш- = смотревший Закрыть + -т- = закрытый -Какие суффиксы использо-вались? А давайте посмот-рим в учебнике, какие еще есть суффиксы и запишем их в тетрадь. - Скажите, вы знаете, как образуются причастия? Тогда давайте оценим свою работу. Переходим к нашей последней задаче. Мы знаем, что такое причастие, его признаки, суффиксы, значит сможем и находить причастия в тексте и отличать их от других частей речи. 1.Работа над текстом. Давайте прочитаем текст . Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид. «Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель, .лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.» Засыпанные (-засыпать, суф.нн, прош.вр., сов.в) сидевший (-сидеть, суф.вш, прош.вр., несов.вид) лежащие (-лежать, суф.ащ, наст.вр., несов.вид) сверкающий (- сверкать, суф.ющ, наст.вр., несов.вид) - Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать? (распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самост-но). Если вы можете находить причастия в тексте, оцените свою работу в баллах Тест. 1.Подчеркните строку, в которой одни причастия А.Бежать, писал, писавший, читает; Б. Увидевший, замеченный, завязанный, убежавший; В.Желтеющий, беловатый, желтеть, находил. 2. Найти причастие А) Серая мышь Б)Летящая птица В.) Зеленый дуб 3) Найти словосочетание «прич. + сущ.» А) растаявший снег Б) низкие облака В) желтая рожь Кто из вас справился без ошибок? Молодцы. Поставьте оценку в оценочный лист | Фронтальная работа работа в группе: заполняют таблицу : Признаки причастия Признаки прилагательного | Признаки глагола | имеют окончания | Вид | Изменяются по родам, падежам, числам | Время | Отвечают на вопрос какой, какая, какие? | Возвратность | согласуются с существит-ным | имеют при себе сущ. или наречие | Работают над текстом. Читают текст. Выписывают из текста причастия в тетрадь. Определяют, от каких глаголов они образованы. Выделяют суффикс и обозначают время причастий и вид. Учащиеся отвечают устно. Вспоминают задачи урока. Отвечают, что научились делать, оценивают свою работу. Работают с тестом. | - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; — готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; -способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в дея-тельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и однокл-ми; -умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; — способность вносить необхо-димые коррективы в действия после его завершения; — умение выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Я рада, что у вас все получается! Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы! - Продолжите фразу: Задача нашего сегодняшнего урока была.... Узнать: что такое причастие -узнать признаки причастия -узнать как образуются причастия - научиться находить причастия в тексте .
Как, по- вашему, мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Довольны ли вы своей работой? Было трудно? А интересно ли было вам на уроке? Работа каждого из вас будет оценена по достоинству, когда вы сдадите оценочные листы
Итоги по оценочной таблице: кто из вас справился со всеми задачами? А у тебя сколько плюсов? Ну а кому это не удалось, ничего страшного. Мы еще будем учиться, и вы обязательно справитесь. А теперь самое главное - оценки . | Дают ответы, делятся впечатлениями. | - способность оценивать свою деятельность; — осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления |