Понятие о причастном обороте (технологическая карта урока русского языка в 7 классе)
Понятие о причастном обороте (технологическая карта урока русского языка в 7 классе)
Технологическая карта урока составлена на основании требований учебной программы по русскому языку. В технологической карте подробно описаны деятельность учащихся и учителя.
Тема: Понятие о причастном обороте
Цели: Образовательные: познакомить с понятием о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; формировать умения устанавливать связь с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении.
Развивающие: развивать творческое мышление, навыки самостоятельной работы, навыки грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные: создать условия для воспитания патриотических чувств.
Методы: практический метод, проблемно-поисковый.
Оборудование: Портрет Рогволода, Великого князя Полоцкого; учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения под редакцией Л.А.Муриной.
Ход урока
1.Приветствие, проверка готовности, запись даты, темы.
2.Целеполагание.
- Какова тема урока?
- Какова цель урока?
(Что вы должны понять к концу занятий? Что усвоить? И чему научиться?)
1.Прежде чем изучим новый материал, вспомним изученное ранее о причастии.
1. Работа в тетрадях и у доски (задание заранее записано на доске, приложение2).
2. Формулировка определения главного слова, зависимого слова.
3. Определение роли причастия в словосочетании.
4. Работа с карточкой-заданием, проблемная беседа по заданию (приложение3).
5.Выполнение задания по определению определяемого слова по отношению к причастному обороту (приложение4).
6. Физкультминутка (приложение5).
1.Выполнение упражнения 207 устно.
2. Выполнение упражнения 208 по вариантам (самостоятельная работа).
3.Творческое задание «Каким я представляю человека на портрете» (приложение6)
- Итак, мы сегодня:
Осмыслили…
Усвоили…
Научились…
- Все работали активно и усвоили материал урока на:
• отлично;
• хорошо;
• не все поняли;
• ничего не поняли.
§23, упр.212
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
книга прочитана, книга интересна, тропинка заснежена, тропинка узка, тетрадь закрыта.
Приложение 2.
Задание 1
Запишите данные словосочетания с причастиями, выделите окончания причастий, укажите главное и зависимое слова.
Выполнявшему боевую задачу, в указанный район, командовавший взводом, подбежавший фельдшер, окружившие с трех сторон, наседавших бандитов, любившего свою Родину, приближающаяся помощь.
– Что называется главным словом?
– Что называется зависимым словом?
Приложение 3.
Задание 2
Выпишите словосочетания в два столбика.
1) причастие + зависимое слово;
2) главное слово (определяемое) + причастие.
Хранящих боевые традиции, выполнявших патриотический долг, приближающаяся помощь, отдыхающие бойцы, над сияющей землей, служащие Родине.
Приложение 4.
Карточка-задание
Запишите предложения, выделите причастные обороты с определяемыми словами.
На другой день преследовавшие неприятеля войска получили приказ возвратиться в лагерь.
Наш народ выступает против войны, несущей безумие и разрушение.
- Где могут находиться зависимые слова в причастном обороте?
- Может ли определяемое слово оказаться внутри причастного оборота?
Приложение 5.
Физкультминутка
А теперь давайте встанем,
Ноги на ширине плеч поставим,
И вокруг себя посмотрим:
Не мешаем ли другим?
Чуть присядем, снова встанем.
Руки в пояс мы поставим,
Потом влево, вправо, прямо
Наклонимся и вперед,
Станем и за парты сядем.
Поморгаем мы глазами,
И опять работать станем
Над причастным оборотом.
Приложение 5.
Творческая работа
«Каким я представляю человека на портрете»
Составьте текст из 5- 6 предложений, включая причастные обороты.