Тема урока" Второстепенные члены предложения. Обобщение.
Тема урока" Второстепенные члены предложения. Обобщение.
В разработке урока по русскому языку на тему"Второстепенные члены предложения.Обобщение" указаны цели и задачи урока. Много наглядных пособий для закрепления материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока" Второстепенные члены предложения. Обобщение.»
МИНИСТЕРСТВO НАРOДНOГO OБРАЗOВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел методического обеспечения и
организации образовательных
учреждений города Намангана
общеобразовательной школы № 34
Разработка открытого урока
по русскому языку на тему
«ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
учителя русского языка
и литературы
Чернаковой Татьяны Павловны.
Тема урока: «Второстепенные члены предложения».
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке
не прекращается никогда».
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Объявление темы урока, постановка целей урока.
А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако.
Грамматическая сказка.
Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.
И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.
И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться.
С тех пор они неразлучны.
- О каком друге глагола идет здесь речь?
- Правильно, речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его.
- Каким членом предложения является дополнение? (Второстепенным)
- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете?
(Определение, приложение и обстоятельство).
- Я вам рассказал сказку и надеюсь, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.
- Ответ: о второстепенных членах предложения.
- Сформулируйте тему урока.
/ Второстепенные члены предложения. Повторение. / Слайд 3
Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. Слайд 4.
/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,
закрепить умение различать второстепенные члены предложения,
пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/
Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».
Я приготовил презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше.
Актуализация и систематизация знаний.
- Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №5)
Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
Слайд 6.Чайки распустили крылья.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
Слайд 7Найдите дополнение в этих предложениях.
Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Мы разговорились об интересных книгах.
- На какие группы делится дополнение?
- Какое дополнение в первом предложении?
Прямое дополнение
- Чем может быть выражено прямое дополнение?
Выражается
формой винительного падежа существительного без предлога,
формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
- Какое дополнение во втором предложении?
Косвенное дополнение
- Какое дополнение называется косвенным?
Слайд 8
Определить вид дополнения.
(Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)
1.Читаем книгу
2.Показать на карте
3.Сохраняют реки
4.Пряла пряжу
5.Обогнал троллейбус
6.Вопрос ему
7.Значение для здоровья
8.Просили ее
Прямое дополнение1,3,4,5,8.
Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?
- Что такое определение? Тропинка вилась в густой траве.
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.
- Какие виды определений вы знаете?
Определения: Согласованные и несогласованные.
- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?
Слайд 12. – Как называется особый вид определения?( Приложение)
- Чем выражается приложение?
В городе-крепости мы осматривали выставку.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении
А. На вечере выступили студенты- сирийцы. Б. Ведь ты была б у нас царь птица!
В. В осиннике стоял огромный лось- великан. Ответ: Б.
- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?
- Обстоятельство.
- Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.
Яркие цветы празднично украшали зал.
- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).
(Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).
(Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).
При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).
С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).
От радости в зобудыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).
Взаимопроверка.
- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.
Задание (один из уч-ся выполняет у доски)
Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.
4. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой,
I) Фронтальный опрос: - Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении? (Главные члены противопоставляются второстепенным членам).
- Почему? (Главные члены входят в грамматическую основу предложения).
-А какую роль играют второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
- Для чего мы их изучаем? (Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).