kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.

Задачи: -образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"»

Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.

Задачи: -образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);

-воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

-развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Ход урока

  1. Орг .момент

  2. Синтаксический разбор предложения (на доске)
    И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей.
    (Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).

Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи

Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?

III) Фронтальный опрос:
- Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении?
(Главные члены противопоставляются второстепенным членам).

- Почему?
(Главные члены входят в грамматическую основу предложения).

-А какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).

- Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).

IV) Изучение новой темы:
1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. Цели нашего урока:

  1. Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения.

  2. Обобщить известные сведения о дополнении. Научиться определять:

  • способы выражения дополнений;

  • дополнения прямые и косвенные.

2) Повторение.

- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).

- К какому члену предложения относится дополнение?
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения:
- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).
К какому члену предложения относится оопределение?
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).

- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).

Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.

4) Изучение теории: чтение по учебнику стр. 73.

Фронтальный опрос:
- Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят?
(Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения).

5) Закрепление материала: работа по презентации

Обсуждение и запись в тетрадь  первых двух примеров словосочетаний с прямым дополнением. После этого оставляем две строки чистыми. Далее примеры косвенных дополнений. Узнаём новые сведения со страницы76 учебника (две минуты). Примеры презентации.

- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение?
(Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием).

Ребята записывают свои предложения, составленные со словосочетаниями прямых дополнений со стр.76, упр 126
6) Выводы.

- Что нового вы узнали о дополнениях?
(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах).

7) Закрепление.

Выполнение упр 127. Употребить прямое дополнение в форме Р.п.

- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?
(Нет,  не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).

Прямое дополнение в русском языке – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, например: читать КНИГУ, просматривать ЖУРНАЛ, вести РЕБЁНКА, привезти ДРОВА, увидеть ЕГО. 
В некоторых случаях (при указании на часть предмета и при отрицании) прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже без предлога, например: купить МОЛОКО (вин. пад), купить МОЛОКА (род. пад. – указание на часть, не всё молоко, что есть в магазине), не купить МОЛОКА (род. пад. – отрицание).

Все другие дополнения, выраженные формами винительного падежа с предлогом (влюбиться в одноклассницу) и других падежей, с предлогами и без них (звонить брату, прийти к врачу, накрыться плащом, встретиться с другом и т. п.), называются косвенными.

Выполнение упр 124. В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола. Например: Я велел ямщику ехать. (Роль дополнения выполняет глагол в неопределённой форме, который обозначает другое лицо. Я (что сделал?) велел, а ехать должен уже ямщик.

Работа по теме Задание 1

А)  Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.
1. Осенью белочка делает большие запасы(прямое).
2. Приплыла к нему (косвенное) рыбка .

3. Ветер сломал дерево(прямое) .

 4.Солнце осветило пшеничное поле (прямое).

 5. Ранняя весна одела город (прямое) в нежную зелень (косвенное) каштанов.

Задание 2.

Б) Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.
1. Никто не встретил меня ( местоим.).

2. Я вспомнил свой поединок (сущ.).

3. Оба тогда мы болтали пустое ( прилаг.).

4. Я прошу вас (местоим.) говорить ( глагол в н.ф.) тише.

5. Нас с Савельичем ( словосоч.) проводили до ворот.

 6. Не откладывай на завтра  ( нареч.) то, что можешь сделать сегодня.

7. К первому  (числит.)присоединился второй башкирец.

8. Он стал для нас яблоком раздора (фразеологизмом) .

 В) Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения (прямое дополнение).

2. Моя искренность поразила Пугачева (прямое дополнение).

3. Дай мне, пожалуйста, молока (прямое дополнение).

4. Сказали, в течение дня не будет воды (прямое дополнение).

5. Я  не позволю себя (прямое дополнение)обманывать.

6. Из старых журналов (косвенное дополнение) я узнавал много интересного.

7. Без музыки и песен (косвенное дополнение) не проходит ни один праздник.

Закрепление

Устно составьте с  данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы   слов  можно менять).

Осень, двадцать, учиться, немало людей.

 1.Наступила осень (подлежащее). - Я люблю осень (дополнение).

2.Двадцать (подлежащее) — целое число. - Сто делится на двадцать (дополнение).

3.Учиться  (подлежащее)  — всегда пригодится. - Я хочу учиться (дополнение). 4.Немало людей  (подлежащее) приходит сюда. - Мы пригласили немало людей (дополнение).

Итог урока

Что мы знаем о дополнении?

1.Что обозначает дополнение? (второстепенный  член предложения)

2.На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)

3.С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)

4.Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)

Домашнее задание составить 10 предложений с инфинитивом в роли дополнения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Денисова анастасия Петровна

Дата: 01.12.2023

Номер свидетельства: 641040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка урока по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-uroka-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "214388"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432292749"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства