Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.
Задачи: -образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"»
Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.
Задачи: -образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
-воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
-развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.
Ход урока
Орг .момент
Синтаксический разбор предложения (на доске) И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей. (Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).
Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи
Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?
III) Фронтальный опрос: - Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении? (Главные члены противопоставляются второстепенным членам).
- Почему? (Главные члены входят в грамматическую основу предложения).
-А какую роль играют второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
- Для чего мы их изучаем? (Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).
IV) Изучение новой темы: 1)А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. Цели нашего урока:
Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения.
Обобщить известные сведения о дополнении. Научиться определять:
способы выражения дополнений;
дополнения прямые и косвенные.
2) Повторение.
- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете? (Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).
- К какому члену предложения относится дополнение? (Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения: - К какому члену предложения относится обстоятельство? (Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам). К какому члену предложения относится оопределение? (Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).
- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения? (Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).
Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.
4)Изучение теории: чтение по учебнику стр. 73.
Фронтальный опрос: - Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят? (Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения).
5) Закрепление материала: работа по презентации
Обсуждение и запись в тетрадь первых двух примеров словосочетаний с прямым дополнением. После этого оставляем две строки чистыми. Далее примеры косвенных дополнений. Узнаём новые сведения со страницы76 учебника (две минуты). Примеры презентации.
- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение? (Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием).
Ребята записывают свои предложения, составленные со словосочетаниями прямых дополнений со стр.76, упр 126 6) Выводы.
- Что нового вы узнали о дополнениях? (Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах).
7) Закрепление.
Выполнение упр 127. Употребить прямое дополнение в форме Р.п.
- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога? (Нет, не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).
Прямое дополнение в русском языке – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, например: читать КНИГУ, просматривать ЖУРНАЛ, вести РЕБЁНКА, привезти ДРОВА, увидеть ЕГО. В некоторых случаях (при указании на часть предмета и при отрицании) прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже без предлога, например: купить МОЛОКО (вин. пад), купить МОЛОКА (род. пад. – указание на часть, не всё молоко, что есть в магазине), не купить МОЛОКА (род. пад. – отрицание).
Все другие дополнения, выраженные формами винительного падежа с предлогом (влюбиться в одноклассницу) и других падежей, с предлогами и без них (звонить брату, прийти к врачу, накрыться плащом, встретиться с другом и т. п.), называются косвенными.
Выполнение упр 124. В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола. Например: Явелел ямщику ехать. (Роль дополнения выполняет глагол в неопределённой форме, который обозначает другое лицо. Я (что сделал?) велел, а ехать должен уже ямщик.
Работа по теме Задание 1
А) Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид. 1. Осенью белочка делает большие запасы(прямое). 2. Приплыла к нему (косвенное) рыбка .
3. Ветер сломал дерево(прямое) .
4.Солнце осветило пшеничное поле (прямое).
5. Ранняя весна одела город (прямое) в нежную зелень (косвенное) каштанов.
Задание 2.
Б) Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены. 1. Никто не встретил меня ( местоим.).
2. Я вспомнил свой поединок (сущ.).
3. Оба тогда мы болтали пустое ( прилаг.).
4. Я прошу вас (местоим.) говорить ( глагол в н.ф.) тише.
5. Нас с Савельичем ( словосоч.) проводили до ворот.
6. Не откладывай на завтра ( нареч.) то, что можешь сделать сегодня.
7. К первому (числит.)присоединился второй башкирец.
8. Он стал для нас яблоком раздора (фразеологизмом) .
В) Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения (прямое дополнение).
4. Сказали, в течение дня не будет воды (прямое дополнение).
5. Я не позволю себя (прямое дополнение)обманывать.
6. Из старых журналов (косвенное дополнение) я узнавал много интересного.
7. Без музыки и песен (косвенное дополнение) не проходит ни один праздник.
Закрепление
Устно составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы слов можно менять).
Осень, двадцать, учиться, немало людей.
1.Наступила осень (подлежащее). - Я люблю осень (дополнение).
2.Двадцать (подлежащее) — целое число. - Сто делится на двадцать (дополнение).
3.Учиться (подлежащее) — всегда пригодится. - Я хочу учиться (дополнение). 4.Немало людей (подлежащее) приходит сюда. - Мы пригласили немало людей (дополнение).
Итог урока
Что мы знаем о дополнении?
1.Что обозначает дополнение? (второстепенный член предложения)
2.На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
3.С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)
4.Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)
Домашнее задание составить 10 предложений с инфинитивом в роли дополнения.