kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Второстепенные члены предложения. Обобщение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение" В данной разработке раскрыты все цели и задачи урока. Имеется много наглядного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. Обобщение.»


МИНИСТЕРСТВO НАРOДНOГO OБРАЗOВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Отдел методического обеспечения и

организации образовательных

учреждений города Намангана

общеобразовательной школы № 34


Разработка открытого урока

по русскому языку на тему

«ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

учителя русского языка

и литературы

Чернаковой Татьяны Павловны.











Тема урока: «Второстепенные члены предложения».

Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке

не прекращается никогда».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.

  1. Объявление темы урока, постановка целей урока.

А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако.

Грамматическая сказка.

Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.

И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.

И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться.

С тех пор они неразлучны.

- О каком друге глагола идет здесь речь?

- Правильно, речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его.

- Каким членом предложения является дополнение? (Второстепенным)

- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете?

(Определение, приложение и обстоятельство).

- Я вам рассказал сказку и надеюсь, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.

- Ответ: о второстепенных членах предложения.

- Сформулируйте тему урока.

/ Второстепенные члены предложения. Повторение. / Слайд 3

Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. Слайд 4.

/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,

закрепить умение различать второстепенные члены предложения,

пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».

Я приготовил презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше.



  1. Актуализация и систематизация знаний.

- Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №5)

Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Слайд 6. Чайки распустили крылья.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Слайд 7Найдите дополнение в этих предложениях.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Мы разговорились об интересных книгах.

- На какие группы делится дополнение?

- Какое дополнение в первом предложении?

Прямое дополнение

- Чем может быть выражено прямое дополнение?

Выражается

  • формой винительного падежа существительного без предлога,

  • формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)

- Какое дополнение во втором предложении?

Косвенное дополнение

- Какое дополнение называется косвенным?

Слайд 8

Определить вид дополнения.

(Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)

1.Читаем книгу

2.Показать на карте

3.Сохраняют реки

4.Пряла пряжу

5.Обогнал троллейбус

6.Вопрос ему

7.Значение для здоровья

8.Просили ее

Прямое дополнение 1,3,4,5,8.



Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?

- Что такое определение? Тропинка вилась в густой траве.

Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

- Какие виды определений вы знаете?

Определения: Согласованные и несогласованные.

- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?

Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил близ деревянной церкви.

Ответ: В.

Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника находилась в лесу.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

Ответ: Б.



Слайд 12. – Как называется особый вид определения? ( Приложение)

- Чем выражается приложение?

В городе-крепости мы осматривали выставку.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

А. На вечере выступили студенты- сирийцы. Б. Ведь ты была б у нас царь птица!

В. В осиннике стоял огромный лось- великан. Ответ: Б.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

- Обстоятельство.

- Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.

Яркие цветы празднично украшали зал.

- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).

(Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).



(Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).

При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).

С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).

От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).

Взаимопроверка.

- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.



Задание (один из уч-ся выполняет у доски)

Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.

4. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой,









I) Фронтальный опрос:
- Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении?
(
Главные члены противопоставляются второстепенным членам).

- Почему?
(
Главные члены входят в грамматическую основу предложения).

-А какую роль играют второстепенные члены предложения?
(
Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).

- Для чего мы их изучаем?
(
Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Второстепенные члены предложения. Обобщение.

Автор: Чернакова Татьяна Павловна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 528950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "410020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492521775"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "урок по русскому языку в 3 классе. Главные и второстепенные члены предложения. "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427299073"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Второстепенные члены предложения "
    ["seo_title"] => string(43) "vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "176542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424436083"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "219529"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434262684"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства