воспитывать культуру делового общения, любовь к родному языку.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Я рада всех приветствовать на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, на меня, на гостей, улыбнитесь и пожелайте всем хорошего настроения.
У нас урок русского языка. Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к тайникам его, постигать красоту и мудрость. Вот и сегодня мы должны раскрыть одну из тайн родного языка.
Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф (на доске):
Если запастись терпением
и проявить стремление,
то посеянные семена знания
дадут добрые всходы.
Л. Да Винчи
Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»). (Слайд № 1)
Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.
Откройте тетради и запишите: 22 ноября. Классная работа.
Оставьте одну строчку для темы урока.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.
А) Определите , верно ли утверждение. «Да или нет» (по цепочке)
1)Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Да
2) Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными да
Имена существительные изменяются по родам нет
Имена существительные изменяются по числам и падежам да
5) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. нет
6) Падеж – это непостоянный признак существительного. да
7) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. нет
8) Слово «помощь» - существительное 3 скл. да
9) Слово «дорога» - существительное 1 склонения да
ИТОГ
Б) Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е - _И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверьте себя (слайд № 2 ).
ИТОГ: были ли ошибки?
В). Орфографическая разминка. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся). ( с последующей самопроверкой на обратной стороне карточки)
1-й уровень сложности (на выбор).
Карточка-задание с самопроверкой. Вставьте пропущенные буквы в окончания существительных.
Ближе к ноч_
Вспомнить о дедушк_
Жить в Сибир_
Увидеть в магазин_
Увидеть на вершин_
Спросить у бабушк_
2-й уровень сложности
Карточка – задание с выбором одного правильного ответа
Задание: обведи кружком один верный ответ.
А1. Какое из указанных слов является существительным?
Веселиться
Весело
Веселье
Весёлый
А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?
Бахрома
Лейтенант
Изобретение
Фасоль
А3. В окончании какого существительного пишется буква И?
в старой алле..
на пришкольном участк..
на праздничной площад..
4) думать о природ..
А 4. В окончании какого существительного пишется буква Е?
1) слез с лошад..
для районной библиотек..
о школьной презентаци..
о приятном разговор..
3-й уровень сложности.
Вставить пропущенные буквы в словах, объяснить правописание их и произвести синтаксический разбор предложения
Д…вно живу я в мир… этом, д…ю названья всем пр…дметам. (Повеств.. невоскл., прост., распр., двусост., осложн.)
Проверка результатов: как вы выполнили?
- кто без ошибок?
- у кого 1 или 2 ?
Г) Работа с текстом. ( слайд № 3)На столе у вас и на слайде дано высказывание. Давайте его прочитаем.
Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
В это время по тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с радостью засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.
А. Приставкин.
Что можете сказать об этом высказывании?
Обоснуйте свою точку зрения. (текст, есть тема, основная мысль, абзацы, определенная структура.)
О чем этот текст? (о внимательном бережном отношении человека к природе).
4. Какова основная мысль текста? Как автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение прямо, открыто в тексте? (человек, не будь так равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом порождает жестокость в большом; будь бережен ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).
5. Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
6. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.
Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. Постановка учебной задачи
Подчеркнутые слова ( а это существительные из этого текста) распределите по столбикам
1 склонение
2 склонение
3 склонение
ягода
солнце
радость
земля
человек
Проверка: зачитаем.
Получилось распределить все слова, кроме одного (время).
В чем же причина?
Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.
ПРОБЛЕМА
Посмотрите, как склоняется это существительное. (слайд № 4)
И.П. времЯ
Р.П. временИ
Д.П. временИ
В.П. времЯ
Т.П. временЕМ
П.П. о временИ
Запишитев тетради
Сравните. (слайд № 5)
Вывод: в Р., Д., П. сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же мы будем называются такие сущ.?
Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём? (Ответы учащихся – разносклоняемые)
Сформулируйте и запишите тему урока:
Разносклоняемые имена существительные.
Выполните морфемный разбор слова разн –о-склон-я-ем-ые.
IV. Постановка целей и задач урока.
Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.
-Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?
- Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:
познакомиться (с особой группой существительных – разносклоняемых )
узнать… (сколько их) понять… (в чем их особенности) научиться… ( их склонять и правильно употреблять в речи)
Цель урока: расширение знаний об именах существительных, учиться находить их среди других частей речи, грамотно писать и правильно их использовать, логически мыслить, обогащать свой словарный запас.
V. Открытие новых знаний.
- Работа с учебником. Прочитайте на стр. 121 материал о разносклоняемых сущ.
- что вы узнали о них? ( их 10 + 1)
- что их объединяет? (они заканчиваются на –мя)
- Давайте докажем, что любое из этих имён существительных является разносклоняемым.
-Просклоняйте существительные знамя и путь.
-Сверьте с учебником упр. 236
- Лексическая работа. Словари.
- Какие из этих слов мы употребляем часто?
- Какие можно отнести к устаревшим (историзм)?
- Значение каких слов не понятно?
Давайте обратимся к словарю. Работа с толковыми словарями ( бремя и стремя)
- В каком словаре узнаем значение? (В Толковом словаре)
Племя— в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .
Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Слайд № 6, 7.
6. Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть
Физминутка
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнём. ( Потягивание)
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили (ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
-Продолжаем дальше нашу работу. Вернёмся к слову время.
И.п. – время. Тут просто, основа врем, а окончание –я. Ставим в Родительный падеж. Р. п. – времени. Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась?
Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый
суффикс –ен-.
В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе.
Вот такой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим. Д.п. – времени
В.п. – время
Т.п. – временем.
П.п. – о времени.
- Кстати! Правильно говорить:
Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем
границы. Например: сколько времени длятся зимние каникулы?
Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимоговорить: Который час?
7. Закрепление.
1. Выборочный диктант. Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные, подчеркнуть их, определить число и падеж.
До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами, со времени царя Гороха, без роду и племени, гореть синим пламенем, под бременем лет.
- Известны вам эти выражения, а как они называются? (фразеологизмы)
– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы?
(В них есть разносклоняемые существительные.)
– Понятны ли вам их значения? Какой словарьнам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)
Мы переходим к следующему заданию. Работаем по учебнику. УПР. 237 стр. 121. Предложения 1-2-3.
Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных. (на карточках)
Не в золоте богатство, а в добром имен… .
От худого семен… не жди доброго племен… .
Нет тяжелее бремен…, чем безделье.
Большого пламен… не задуешь.
Проверка
3. Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо Да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное. (семена)
Составление предложения по картинам, используя разносклоняемое имя существительное имя. Запишем его.
Прекрасные картины связаны с именем великого итальянского художника Л.Д. Винчи.
Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.
4. Включение в систему знаний и повторение. Тест на слайде № 8
1.К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
8 . Дом. задание: П. 31, выучить правило на стр.121,
упр. 238, найти и записать пословицы с разносклоняемыми существительными.
9. Рефлексия. ( Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.) Слайд №9
- Сегодня я узнал…
- Интересно ли было изучать новый материал …
- Я смог справиться…
- Было интересно узнать…
- Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?