kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Разносклоняемые существительные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-  развитие умения формулировать определение понятий;

-  развитие умения находить имена существительные разносклоняемы в тексте;

- повторение  морфологического  разбора слов;

- синтаксический разбор предложения;

-  обогащение словарного запаса обучающихся;

- совершенствование орфографических  умений.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Разносклоняемые существительные.»

Тема урока: Разносклоняемые существительные.







Задачи урока:

1.     Образовательные:

- развитие умения формулировать определение понятий;

- развитие умения находить имена существительные разносклоняемы в тексте;

- повторение морфологического разбора слов;

- синтаксический разбор предложения;

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- совершенствование орфографических  умений.

2.     Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей обучающихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

записи на доске;

карточки с заданиями.












Структура урока:


1.  Мотивация учебной деятельности.

2.  Актуализация опорных знаний.

3.  Постановка целей и задач урока.

4.  Закрепление изученного материала.

5.  Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

6.  Физ. минутка.

7. Подведение итогов занятия.

8.  Информация о домашнем задании (комментирование).

9.Выставление оценок за урок с комментированием.

10. Рефлексия учебной деятельности.

11. Пожелание.
































Цели урока:

  1. образовательные - дать учащимся знания по теме, научить их использовать полученные знания;

  2. воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе, интерес к русскому языку и к слову в целом;

  3. развивающие - развитие интеллектуальных способностей учащихся: аналитические умения, овладение целеполаганием, развитие памяти.

1) образовательная:

создать устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных;

научить склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях;

совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.

2) развивающая:

развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;

развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

3) воспитательная:

воспитывать культуру делового общения, любовь к родному языку.





























Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Я рада всех приветствовать на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, на меня, на гостей, улыбнитесь и пожелайте всем хорошего настроения.

У нас урок русского языка. Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к тайникам его, постигать красоту и мудрость. Вот и сегодня мы должны раскрыть одну из тайн родного языка.

Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф (на доске):

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Л. Да Винчи


Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»). (Слайд № 1)

Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.

Откройте тетради и запишите: 22 ноября. Классная работа.

Оставьте одну строчку для темы урока.

























  1. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.

А) Определите , верно ли утверждение. «Да или нет» (по цепочке)


1)Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Да

2) Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными да

  1. Имена существительные изменяются по родам нет

  2. Имена существительные изменяются по числам и падежам да

5) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. нет

6) Падеж – это непостоянный признак существительного. да

7) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. нет

8) Слово «помощь» - существительное 3 скл. да

9) Слово «дорога» - существительное 1 склонения да

ИТОГ





Б) Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е - _И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверьте себя (слайд № 2 ).

ИТОГ: были ли ошибки?





В). Орфографическая разминка. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся). ( с последующей самопроверкой на обратной стороне карточки)

1-й уровень сложности (на выбор).

Карточка-задание с самопроверкой. Вставьте пропущенные буквы в окончания существительных.


Ближе к ноч_

Вспомнить о дедушк_

Жить в Сибир_

Увидеть в магазин_

Увидеть на вершин_

Спросить у бабушк_


2-й уровень сложности

Карточка – задание с выбором одного правильного ответа

Задание: обведи кружком один верный ответ.

А1. Какое из указанных слов является существительным?

  1. Веселиться

  2. Весело

  3. Веселье

  4. Весёлый

А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?

  1. Бахрома

  2. Лейтенант

  3. Изобретение

  1. Фасоль

А3. В окончании какого существительного пишется буква И?

  1. в старой алле..

  2. на пришкольном участк..

  3. на праздничной площад..

4) думать о природ..

А 4. В окончании какого существительного пишется буква Е?

1) слез с лошад..

  1. для районной библиотек..

  2. о школьной презентаци..

  3. о приятном разговор..

3-й уровень сложности.

Вставить пропущенные буквы в словах, объяснить правописание их и произвести синтаксический разбор предложения

Д…вно живу я в мир… этом, д…ю названья всем пр…дметам. (Повеств.. невоскл., прост., распр., двусост., осложн.)



Проверка результатов: как вы выполнили?

- кто без ошибок?

- у кого 1 или 2 ?

Г) Работа с текстом.       ( слайд № 3)  На столе у вас и на слайде дано высказывание. Давайте его прочитаем.                   

    Муравей.

    Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

В это время  по тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с радостью засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

А. Приставкин.

    1. Что можете сказать об этом высказывании?

    2. Обоснуйте свою точку зрения. (текст, есть тема, основная мысль, абзацы, определенная структура.)

    3. О чем этот текст? (о внимательном бережном отношении человека к природе).

4.      Какова основная мысль текста? Как автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение прямо, открыто в тексте? (человек, не будь так равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом порождает жестокость в большом; будь бережен ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).

5.      Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

6. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.


  1. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. Постановка учебной задачи

Подчеркнутые слова ( а это существительные из этого текста) распределите по столбикам

1 склонение

2 склонение

3 склонение


ягода

солнце

радость


земля

человек



Проверка: зачитаем.

Получилось распределить все слова, кроме одного (время).

В чем же причина?

Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.

ПРОБЛЕМА

Посмотрите, как склоняется это существительное. (слайд № 4)

И.П. времЯ

Р.П. временИ

Д.П. временИ

В.П. времЯ

Т.П. временЕМ

П.П. о временИ

Запишите в тетради

Сравните. (слайд № 5)

Вывод: в Р., Д., П. сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же мы будем называются такие сущ.?

Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём? (Ответы учащихся – разносклоняемые)

Сформулируйте и запишите тему урока:

Разносклоняемые имена существительные.

Выполните морфемный разбор слова разн –о-склон-я-ем-ые.

IV. Постановка целей и задач урока.

Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.

-Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:


познакомиться (с особой группой существительных – разносклоняемых )

узнать… (сколько их)
понять… (в чем их особенности)
научиться…
( их склонять и правильно употреблять в речи)


Цель урока: расширение знаний об именах существительных, учиться находить их среди других частей речи, грамотно писать и правильно их использовать, логически мыслить, обогащать свой словарный запас.

V. Открытие новых знаний.

- Работа с учебником. Прочитайте на стр. 121 материал о разносклоняемых сущ.

- что вы узнали о них? ( их 10 + 1)

- что их объединяет? (они заканчиваются на –мя)

- Давайте докажем, что любое из этих имён существительных является разносклоняемым.

-Просклоняйте существительные знамя и путь.

-Сверьте с учебником упр. 236

- Лексическая работа. Словари.

- Какие из этих слов мы употребляем часто?

- Какие можно отнести к устаревшим (историзм)?

- Значение каких слов не понятно?

Давайте обратимся к словарю.
Работа с толковыми словарями ( бремя и стремя)

- В каком словаре узнаем значение? (В Толковом словаре)

 Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) 

Племя— в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .

Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.


Слайд № 6, 7.

6. Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть

Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём. ( Потягивание)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.



























-Продолжаем дальше нашу работу. Вернёмся к слову время.

И.п. –   время.
Тут просто, основа   врем,   а окончание  –я. Ставим в Родительный падеж.
Р. п. –   времени.
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась?

Почему? Была врем,  стала времен.  Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый

суффикс –ен-.

В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе.

Вот такой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. –   времени

В.п. –   время 

Т.п. –   временем.

П.п. –   о времени.

- Кстати!  Правильно говорить:

Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем

границы. Например: сколько времени длятся зимние каникулы?

Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?








7. Закрепление.

1. Выборочный диктант. Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные, подчеркнуть их, определить число и падеж.

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами, со времени царя Гороха , без роду и племени, гореть синим пламенем, под бременем лет.

- Известны вам эти выражения, а как они называются? (фразеологизмы)

Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы?

(В них есть разносклоняемые существительные.)

Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)



      1. Мы переходим к следующему заданию. Работаем по учебнику. УПР. 237 стр. 121. Предложения 1-2-3.



Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных. (на карточках)

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

Проверка

3. Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо Да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное. (семена)

Составление предложения по картинам, используя разносклоняемое имя существительное имя. Запишем его.

Прекрасные картины связаны с именем великого итальянского художника Л.Д. Винчи.

Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.

4. Включение в систему знаний и повторение. Тест на слайде № 8

1.К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе



8 . Дом. задание: П. 31, выучить правило на стр.121,

упр. 238, найти и записать пословицы с разносклоняемыми существительными.

9. Рефлексия. ( Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.) Слайд №9

- Сегодня я узнал…

- Интересно ли было изучать новый материал …

- Я смог справиться…

- Было интересно узнать…

- Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

    • Какое задание показалось сложным. Простым?

10. Выставление оценок за урок.

    • Какую оценку вы бы себе поставили?



11. Спасибо всем за урок.









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Разносклоняемые существительные.

Автор: Полтева Галина Григорьевна

Дата: 23.10.2019

Номер свидетельства: 523867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Разносклоняемые существительные "
    ["seo_title"] => string(40) "raznoskloniaiemyie-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "143482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418550129"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разносклоняемые существительные для 6 класса"
    ["seo_title"] => string(54) "raznoskloniaiemyie-sushchiestvitiel-nyie-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "317894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460460568"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные""
    ["seo_title"] => string(67) "urokotkrytiieporusskomuiazykuraznoskloniaiemyiesushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "304271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457693788"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые существительные""
    ["seo_title"] => string(26) "morozova-olgha-mikhailovna"
    ["file_id"] => string(6) "169807"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423474138"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства