kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Садуакасова Камила Асилбековна, учитель русского языка как второго (в классах с казахским языком обучения), Международная школа города Астана.

Класс: 5.

Трансдисциплинарная тема: Где мы во времени и пространстве.

Центральная идея: Наши знания о прошлых цивилизациях применимы к современным обществам.

Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.

Цель урока: охарактеризовать предложение как основную синтаксическую единицу.

Задачи:

- повторить, что такое словосочетание;

-дополнить предложения и выделить в них грамматическую основу;

-определить признаки предложения как единицы синтаксиса.

1. Вызов. (Учащиеся вспоминают словосочетания из изученного ранее произведения Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»).   Слайд 1.

-Что зашифровано?

  • змеиная голова
  • переломанное копьё
  • круглый камень
  • петляющая река
  • взять яйцо

Слайд 2.             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.»



Садуакасова Камила Асилбековна, учитель русского языка как второго (в классах с казахским языком обучения), Международная школа города Астана.



Класс: 5.



Трансдисциплинарная тема: Где мы во времени и пространстве.

Центральная идея: Наши знания о прошлых цивилизациях применимы к современным обществам.



Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.


Цель урока: охарактеризовать предложение как основную синтаксическую единицу.


Задачи:

- повторить, что такое словосочетание;

-дополнить предложения и выделить в них грамматическую основу;

-определить признаки предложения как единицы синтаксиса.



1. Вызов. (Учащиеся вспоминают словосочетания из изученного ранее произведения Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»). Слайд 1.

-Что зашифровано?

  • змеиная голова

  • переломанное копьё

  • круглый камень

  • петляющая река

  • взять яйцо


Слайд 2 .

-Давайте посмотрим на слова в каждой строчке как на единицы языка. Что перед нами? (словосочетания). Вспомните определение словосочетания.

-Какое из словосочетаний отличается? Почему?

(все именные, последнее - глагольное)



(П) Каждая пара устно доказывает, что это словосочетание, выполняет устно разбор (связь по смыслу, грамматическая связь)

Учащийся без пары (или шестая пара) слушает остальных, корректирует, объединяет всё о словосочетании, вспоминает правило разбора.

2. Реализация.

-Откуда взяты эти слова?

-В чём заключалось открытие Таффи в первом произведении?

-Что она создала во второй раз?

Слайд 3.

  • ἀλφάβητος

  • Alphabet

  • алфавит

Что вы можете сказать об этих трёх словах? Они не только обозначают одно и то же. Алфавит англ. языка представлен латиницей, алфавит русского языка – кириллицей. И кириллица, и латиница обязаны своим происхождением одной из древних цивилизаций.

-Какой?

Древнегреческой. Поскольку и кириллица, и латиница взяли в своё время за основу древнегреческий алфавит.

-Вспомните (из материалов предыдущих уроков), что было взято за основу древнегреческого алфавита? Финикийский.


(Г) Прочитайте текст (приложение 1) . Обсудите следующие пункты. Каждый член группы отвечает за определённый пункт задания.

1.Тип текста, стиль текста

2.Ключевые словосочетания

3.Тема, основная мысль текста

4.Наследие Древней Греции


Из каждой группы собираются ответственные за одно из четырёх заданий (тип, за стиль и т.д.). Обсуждают, приходят к одному мнению, выбирают того, кто представит спикера.


Выступление групп, обсуждение. (См. Приложение2 )

(П) Впишите недостающие слова.

__________________ является одной из величайших цивилизаций в истории человечества.

Древняя Греция _______________ миру огромное наследие. 

Я … о Древней Греции до сегодняшнего дня.

-Что вы сделали? Закончили мысль.

-Что у вас получилось? Предложения.

-Вспомните определение предложения.

-Выделите основу в предложениях.

3. Рефлексия.

(Предложение – наименьшая единица общения. С помощью предложений мы выражаем свои мысли и чувства, общаемся др с др. предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, имеет грамматическую основу)


Синквейн «Предложение».






Приложение 1.



(Г) Прочитайте текст. Обсудите следующие пункты. Каждый участник группы отвечает за определённый пункт.


1.Тип текста, стиль текста

2.Ключевые словосочетания

3.Тема, основная мысль текста

4.Наследие Древней Греции (вспомните, что мы «получили» в качестве наследия от Древней Греции)

К какой области науки или искусства мы бы не обратились, их история обязательно приведет нас в Древнюю Грецию. История Древней Греции закончилась еще до начала нашей эры. После нее были Римская империя, Византия, средние века и Возрождение, но за 2 тысячи лет все, что было сделано древнегреческими учеными и философами не только не забылось, а стало основой для новых наук и знаний.

Древнюю Грецию называют «колыбелью цивилизации». Мне не очень нравится это определение (да и вообще я не люблю штампы), так как «колыбель» — это то, где что-то рождается. Греки же не столько занимались «рождением», сколько обобщали, систематизировали и, что было самым важным для последующих цивилизаций, записывали все известные на тот момент знания. На мой взгляд, древнегреческое наследие было бы правильнее называть не «колыбелью», а «фундаментом», причем настолько крепким и основательным, что построенные на нем «здания» стоят до сих пор.




Приложение 2. (Учитель может зачитать после обсуждения выступлений всех групп).


Язык. Множество слов и терминов, которые мы употребляем в современной жизни, пришли к нам из греческого языка. Но самое удивительное, что они до сих пор не изменили своего первоначального смысла: демократия, олигархия, астрономия, хирургия, грамота, хроника, педагог… да и само слово «история», означающее «исследование, установление» — греческое. Русский язык получил от греков не только множество слов и имен, но и алфавит.

Математика. Наследие философско-математических школ Древней Греции мы изучаем в школах на первых уроках геометрии. И хотя принадлежность Пифагору знаменитых «штанов» не доказана, именно пифагорейская школа положила начало математике, как науке, а Евклид изложил основы геометрии – свойства треугольников, прямых и окружностей – которые мы тоже проходим в школе, и которые стали базовой основой для классической геометрии, получившей имя евклидовой.

Медицина. Клятва Гиппократа, которую дают врачи, 2500 лет назад звучала несколько иначе, чем сегодня. «Клятва врача» не раз редактировалась для того, чтобы соответствовать текущему времени, но, например, понятие «врачебной тайны», впервые прозвучавшее в V веке до нашей эры, сохранилось во всех редакциях. Основные правила врачебной этики и, в том числе, знаменитое «не навреди» были сформулированы Гиппократом. А еще древний медик пишет о том, что  заботясь «о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре»; а лечить бесплатно, в особенности бедняков, — это означает получить «благодарную память», которая выше славы и денег.

Мифология. Мифы Древней Греции дошли до нас благодаря литературным памятникам. Это все тот же «Гомеровский эпос», «Теогония» Гесиода, «Метаморфозы» Овидия. А в адаптированном варианте все эти тексты замечательно изложены в книге Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» – одной из любимых книг в детстве. Боги и герои, чудовища и великаны, удивительные приключения и необыкновенные подвиги, любовь и предательство – все это есть в древнегреческих мифах. Их сюжеты настолько ярки, что к ним обращались художники, драматурги, писатели и режиссеры во все эпохи, вплоть до наших дней.

Архитектура. Греческие боги были прекрасны. И их храмы должны были соответствовать внешнему облику хозяев. Идеально пропорциональные, безупречные в своей строгой красоте, древнегреческие храмы стали эталоном классического стиля в архитектуре. По их подобию строились храмы в Римской империи и в Европе эпохи Возрождения; в 17-м веке все тот же архитектурный стиль получил название классицизма, а в 18-19 вв. и начале 20-го века – неоклассицизма. Мы до сих пор называем колонны дорическими и ионическими – по имени племен, заселявших Древнюю Грецию, а атланты и кариатиды, когда-то поддерживавшие своды афинских храмов, стали традиционным украшением зданий в классическом стиле по всему миру.

Скульптура. Греки были твердо убеждены, что прекрасная душа может жить только в совершенном теле. Красота человеческого тела – вот что показывали древнегреческие скульпторы в своих творениях. Многие статуи, изначально отлитые из бронзы, утеряны, но до нас дошли их римские мраморные копии. Одна из них – «Афродита Книдская» Праксителя — стала эталоном изображения богини красоты. И хотя сам оригинал не сохранился, многочисленные копии говорят о том, что эта скульптура вдохновляла ваятелей на протяжении многих веков.

Поликлет, автор скульптуры «Юноша с копьем», высчитал математическое соотношение размеров частей тела – голова должна равняться 1/7 части туловища, ступня – 1/6 и так далее. Этим соотношениям учат и сейчас в художественных школах.

Живопись. Древнегреческая живопись в основном представлена уникальным жанром – вазописью. Рисунки, хотя и очень выразительны, с художественной точки зрения достаточно примитивны. Но они настолько характерны и узнаваемы, что расписанные в этом стиле вазы стали одним из самых популярных греческих сувениров.

Театр. Само слово «театр», обозначающий «зрелище», — греческое. Все привычные театральные термины – сцена, оркестр, хор, драма, трагедия — тоже родились в Древней Греции. Грандиозные амфитеатры, вмещающие тысячи зрителей, можно встретить по всей территории Греции – театральные представления были одним из любимых развлечений того времени. Конструкцию греческих амфитеатров взяли за основу любители зрелищ римляне. Современный театр построен по тем же принципам, что и древнегреческий, а мифологические сюжеты использовались не только Эсхилом и Еврипидом – множество авторов обращались к ним и в более поздние времена.



На этом наследие Древней Греции не исчерпывается. Еще нужно сказать об Олимпийских играх, о демократии, о системе начальных школ, о традиции строить общественные бани, о культуре виноделия, а даре богини Афины – оливковом масле… Честно говоря, трудно вспомнить область, где бы Древняя Греция не оставила своих следов, разве что IT-технологии.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.

Автор: Садуакасова Камила Асилбековна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Открытый урок на тему "Сложное предложение". "
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi-urok-na-tiemu-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "149382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420176315"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Знакомство с грамматической основой предложения "
    ["seo_title"] => string(54) "znakomstvo-s-ghrammatichieskoi-osnovoi-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "243338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445700047"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "тема урока: Сложное предложение"
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "268580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450641894"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"."
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-tiema-razvitiie-umieniia-nakhodit-ghrammatichieskuiu-osnovu-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446894938"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prostoie-priedlozhieniie-s-odnorodnymi-chlienami-i-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440517491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства