kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы урока     Ход урока Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Словарная работа (слова на слайде)

- Вспомните написание слов, вставьте пропущенные буквы.

- Рябина, обедает, погожий, ушёл, народ, овощной, ученик, весёлая, рассказывать.

- На какие группы и по какому признаку можно разделить данные слова?

- Запишите в тетрадь по столбикам: сущ., прил., глаг. (или по рядам)

II. Мотивирующее введение в тему урока.

       2. Составьте из слов предложение.

      шустрый        окном      воробей     за       чирикает

За окном чирикает шустрый воробей.

- Запишите предложение, подчеркните опасные места.

- Подчеркните главные слова (грамматическую основу) предложения.

За окном чирикает шустрый воробей.

-Задайте к главным словам вопросы.

(Кто?) воробей (что делает?) чирикает.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Главные слова (грамматическая основа) предложения)

- Это новая для нас тема?

   III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

                1  3  1    

3. Формулирование задач урока.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учиться находить главные слова в предложении.)

- Откроем учебник на стр. 68-69. Посмотрим на задания, которые нам предстоит сегодня выполнить, и составим план урока.

План (примерный).

  1. Учиться находить грамматическую основу предложения.
  2. Учиться составлять предложения по схемам.
  3. Учиться задавать (ставить) вопросы к словам.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

Алгоритм нахождения главных членов предложения.

- Вспомним план (алгоритм) нахождения главных членов предложения.

  1. Найти слово, называющее о ком? или о чём? говориться в предложении.
  2. Найти слово, называющее что именно говориться в предложении об этом предмете.
  3. Назвать главные слова в предложении (грамматическую основу).
  1. О ком/о чём.
  2. Что именно.

3. Подчеркнуть главные слова.        

  1. ΙV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.      2  3  2  1  4

1.  упр. 89 – на умение находить грамматические основы.

– Прочитайте стихотворение.

- Почему девочка так раскричалась?

- Найдите грамматическую основу в 1-4 предложениях (можно советоваться в паре).

- Запишите в тетрадь главные слова с вопросами по образцу.

(Что?) Черника (что сделала?) осыпалась.

(Кто?) Сом (что сделал?) перевернулся.

(Что?) Клён (что сделал?) согнулся.

(Что?) Дуб (что сделал?) шатнулся.

- Проверим работу, оценим свою работу.

- Петя и Вова в концовке стихотворения нашли грамматическую

основу

нашла гриб

- Верно ли они выполнили задание? Почему?

- О ком говориться в конце стихотворения? (Об авторе).

- Как себя называет автор? (Я).

 - Значит, какая будет грамматическая основа? (Я нашла.)

Работа в паре.

2. Найдите пару (предложение – схема).

Ребята смеются.

Звонок заливается.

Солнце зашло.

Сорока прилетит.

         Кто?    что сделает?

Что?    что делает?

Кто?    что делают?

Что?    что сделало?

- Проверим работу по слайду, оценим свою работу.

Работа в группе.

3. упр. 90 – на умение составлять предложения по схемам.

- Пронумеровать схемы и составить предложения по двум любым схемам.

Взаимопроверка:

– От каждой группы читают предложения, а остальные определяют, какой схеме они соответствуют.

Вывод: что обязательно должно быть в предложении? (Главные слова, грамматическая основа.)

4. Найдите грамматическую основу предложения.

-Выберите два предложения, укажите грамматическую основу предложения.

В небе ярко сияют звезды.

  1. Ярко сияют.
  2. Сияют звезды.

Сияют в небе.     Тихо падают нежные снежинки.

  1. Снежинки падают.
  2. Нежные снежинки.
  3. Тихо падают.

Зима покрыла землю ковром.

  1. Покрыла ковром.
  2. Покрыла землю.

Зима покрыла.    Пушистый снег лежит на деревьях.

  1. Пушистый снег.
  2. Снег лежит.
  3. Лежит на деревьях.

- Проверим работу по слайду, оценим свою работу.

Работа в паре.

5. Творческая работа. Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

- Вспомним, какая погода бывает осенью.

- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

- Прочтите, что получилось.

- Найдите и подчеркните главные члены в каждом предложении.

 упр. 91 – на умение восстановить вопросы в диалоге на основе ответов-названий действий.

– Восстановите в диалоге нужные слова. Обоснуйте свой выбор.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось восстановить вопросы?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)         Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

                – Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные слова (грамматическую основу) в предложении, составлять предложения по схемам.)

– Понравилась ли вам работа в группах, а паре? Почему?

Можно обсудить, получить помощь, лучше понять.   4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?       

V. Домашнее задание.

        1. Упр. 75 с. 38 («Дидактический материал»).

                              

.         Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения".»

Урок русского языка

2 класс

ОС «Школа 2100»


Тема: Развитие умения находить грамматическую основу предложения.

Цель:

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие умения находить в предложении грамматическую основу;

– развитие умения установить связи между словами в предложениях с помощью вопросов;

– развитие умения составлять маленькие предложения по схемам с вопросами;

– развитие умения соотносить маленькое предложение со схемой предложения с вопросами;

– развитие умения в точном употреблении глаголов в речи;

– развитие орфографической зоркости.


Символы:

Н П М


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.









II. Мотивирующее введение в тему урока.




Комментированная запись (число, классная работа)

4 3 5

1. Словарная работа (слова на слайде)

- Вспомните написание слов, вставьте пропущенные буквы.


- Рябина, обедает, погожий, ушёл, народ, овощной, ученик, весёлая, рассказывать.

- На какие группы и по какому признаку можно разделить данные слова?

- Запишите в тетрадь по столбикам: сущ., прил., глаг. (или по рядам)


2. Составьте из слов предложение.


шустрый окном воробей за чирикает


За окном чирикает шустрый воробей.


- Запишите предложение, подчеркните опасные места.

- Подчеркните главные слова (грамматическую основу) предложения.


За окном чирикает шустрый воробей.


-Задайте к главным словам вопросы.


(Кто?) воробей (что делает?) чирикает.


- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Главные слова (грамматическая основа) предложения)

- Это новая для нас тема?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).


1 3 1

3. Формулирование задач урока.


Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учиться находить главные слова в предложении.)


- Откроем учебник на стр. 68-69. Посмотрим на задания, которые нам предстоит сегодня выполнить, и составим план урока.


План (примерный).

  1. Учиться находить грамматическую основу предложения.

  2. Учиться составлять предложения по схемам.

  3. Учиться задавать (ставить) вопросы к словам.


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какой кружок обозначает это умение?


  1. Алгоритм нахождения главных членов предложения.

- Вспомним план (алгоритм) нахождения главных членов предложения.


    1. Найти слово, называющее о ком? или о чём? говориться в предложении.

    2. Найти слово, называющее что именно говориться в предложении об этом предмете.

    3. Назвать главные слова в предложении (грамматическую основу).

  1. О ком/о чём.

  2. Что именно.

  3. Подчеркнуть главные слова.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

  1. 2 3 2 1 4

1. упр. 89 – на умение находить грамматические основы.

– Прочитайте стихотворение.

- Почему девочка так раскричалась?

- Найдите грамматическую основу в 1-4 предложениях (можно советоваться в паре).

- Запишите в тетрадь главные слова с вопросами по образцу.


(Что?) Черника (что сделала?) осыпалась.

(Кто?) Сом (что сделал?) перевернулся.

(Что?) Клён (что сделал?) согнулся.

(Что?) Дуб (что сделал?) шатнулся.


- Проверим работу, оценим свою работу.


- Петя и Вова в концовке стихотворения нашли грамматическую

основу

нашла гриб

- Верно ли они выполнили задание? Почему?

- О ком говориться в конце стихотворения? (Об авторе).

- Как себя называет автор? (Я).

- Значит, какая будет грамматическая основа? (Я нашла.)


Работа в паре.

2. Найдите пару (предложение – схема).


Ребята смеются.

Звонок заливается.

Солнце зашло.

Сорока прилетит.


Кто? что сделает?

Что? что делает?

Кто? что делают?

Что? что сделало?

- Проверим работу по слайду, оценим свою работу.


Работа в группе.

3. упр. 90 – на умение составлять предложения по схемам.

- Пронумеровать схемы и составить предложения по двум любым схемам.

Взаимопроверка:

– От каждой группы читают предложения, а остальные определяют, какой схеме они соответствуют.

Вывод: что обязательно должно быть в предложении? (Главные слова, грамматическая основа.)


4. Найдите грамматическую основу предложения.


-Выберите два предложения, укажите грамматическую основу предложения.

В небе ярко сияют звезды.

  1. Ярко сияют.

  2. Сияют звезды.

  3. Сияют в небе.

Тихо падают нежные снежинки.

  1. Снежинки падают.

  2. Нежные снежинки.

  3. Тихо падают.

Зима покрыла землю ковром.

  1. Покрыла ковром.

  2. Покрыла землю.

  3. Зима покрыла.

Пушистый снег лежит на деревьях.

  1. Пушистый снег.

  2. Снег лежит.

  3. Лежит на деревьях.


- Проверим работу по слайду, оценим свою работу.


Работа в паре.


5. Творческая работа. Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.


- Вспомним, какая погода бывает осенью.

- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.


Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

- Прочтите, что получилось.

- Найдите и подчеркните главные члены в каждом предложении.


упр. 91 – на умение восстановить вопросы в диалоге на основе ответов-названий действий.

– Восстановите в диалоге нужные слова. Обоснуйте свой выбор.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось восстановить вопросы?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.











V. Итог урока.


– Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные слова (грамматическую основу) в предложении, составлять предложения по схемам.)

– Понравилась ли вам работа в группах, а паре? Почему?

Можно обсудить, получить помощь, лучше понять. 4 4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?











V. Домашнее задание.



1. Упр. 75 с. 38 («Дидактический материал»).




Деятельность учеников:

– Ставить к словам вопросы.

– Классифицировать слова по вопросу.

– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.




7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белоножкина Ольга Викторовна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Презентация к уроку русского языка ??«Развитие умения находить грамматическую основу предложения» ?"
    ["seo_title"] => string(127) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-dwaegdwaeg-razvitiie-umieniia-nakhodit-ghrammatichieskuiu-osnovu-priedlozhieniia-dwaeg"
    ["file_id"] => string(6) "249400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446895801"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема: Грамматическая основа предложения. "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427688444"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417704548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417705697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Простые и сложные предложения""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449082986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства