Урок: русский язык.
Тема: Знакомство с грамматической основой предложения
Цели: развивать умения ставить вопросы к словам действия;
развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
воспитывать потребности совершенствовать свою устную и письменную речь.
Оборудование: карточки (кормушки) с ключевыми словами, таблица разбора, снегирь, ягоды со словами.
I Организационный момент.
Урок русского языка. Поприветствовали друг друга улыбкой. Тихо сели. Записать в тетрадь число, классная работа.
II Словарная работа.
Знакомство с новым словарным словом.
Отгадайте загадку:
Ягоды – не сладость,
Зато глазам – радость,
И садам – украшение,
И дроздам, снегирям – угощение.
(рябина)
Но почему рябину назвали именно рябиной? Вишни, яблоки и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой : в прозрачных зонтик переплетаются и светло – зелёные, и белые цвета: темнеют, просвечивают, сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе.
По образному выражению наших предков, «рябина от ряби пестра».
Звуко – буквенный анализ слова.
Рябина…
Какое «ошибкоопасное место»?
Пишем я, а слышится [э] или [и].
Характеристика звуков.
III Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке при изучении темы, нам понадобятся ключевые слова
Слова – признаки Слава – предметы Слова – действия
К какой из этих карточек вы отнесёте слово рябина (слово-предмет), докажите.
Зимой рябина является лакомством для птиц.
На доске кормушки.
По классу развешаны ягоды рябины. Давайте соберём ягоды и наполним кормушки. К ним обязательно прилетят птицы.
Физминутка.
Продолжаем работать и отдыхать.
Задание: собрать слова (ягоды рябины) на них слова. Обязательно ставьте вопрос, чтобы не допустить ошибок.
Проверяем. Слова помещаем на доске. Ягоды рябины очень полезны и для человека. Они применяются и в медицине.
Вот и первый гость появился у наших кормушек. Снегирь. Давайте из слов составим предложения.
Запись предложения в тетрадь.
Прилетел красногрудый снегирь.
Докажите, что это предложения. Разбор предложения.
О ком идёт речь? (Кто?) снегирь.
А если мы уберём это слово, нам будет не понятно, о ком говорится в предложении.
Что говорится о снегире. Снегирь (что сделал?) прилетел.
Уберём слово - прилетел.
Предложение сохранило законченную мысль? (нет)
А если мы уберём остальные слова, а оставим, прилетел снегирь, получится короткое предложение.
Получается, что это главные слова в предложении.
Это тема нашего урока. Находить главные слова в предложении (основу предложения)
Прилетел снегирь – это грамматическая основа предложения.
IV Закрепление.
Работа по учебнику.
Упр. 88 стр. 56.
Записать предложения. Разбор с объяснением (дети у доски).
1) Но птички отпели. Цветы отцвели. 2) Грачи улетели. 3) Чахлая рябина мокнет под окном. 4) Ласточки примчались из-за бела моря.
Работа по таблице. Разбор предложения.
Правило.
V Итог урока
Что нового узнали на уроке?
В предложения есть главные слова – основа предложения.
VI Оценивание
VII Домашняя работа
Составить 5 предложений, и выполнить разбор предложенй.