1-ый урок по теме «Правописание приставок».
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова;
- обобщение и классификация по признакам.
- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
- изучение правописания приставок на – з, - с.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 1 мин. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас, видеть ваши улыбки. | Вступают в диалог с учителем. | | Коммуникативные: - формирование умения адекватного восприятия собеседника (в данном случае учителя). |
2. Актуализация знаний. 8 мин. | Организует работу с классом, в парах. | Читают задание на карточках, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Дополняют предложения записанными словами. | Комментированная запись числа. Проверка домашнего задания: упр.346 - словарный диктант с последующей взаимопроверкой, оценивание работ учащимися (развитие орфографической зоркости). Мини-опрос «Подскажи слово!»: Корень –лаг- на корень –лож- Очень даже не похож: В корне –лаг- мы пишем …! Это знает вся страна! В корне –лож- мы пишем …, Ему очень повезло. Корень –рос- влюбился в … Ему очень повезло. Там, где есть ст и щ, пишем только букву … - Назвать слова-исключения (росток, Ростислав, Ростов, отрасль, на вырост) 3) Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба! Нам запомнить их легко: Пишем только с буквой…! Вставить пропущенные буквы, самопроверка (слайды № 1, 2) | Коммуникативные. Обучающиеся: - оценивают, контролируют ответы одноклассников как устные, так и письменные, - учатся точно выражать свои мысли. Личностные. Обучающиеся: - занимаются самоанализом и самоконтролем результата деятельности. |
3.Физкультминутка для глаз. 1 мин. | Организует работу по смене видов деятельности обучающихся на уроке с целью предупредить и снять умственное утомление обучающихся | | Использование электронной физкультминутки | |
4.Повторение 3 мин. | Организует работу с классом, обобщает ответы обучающихся. | Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. | - Говоря о правописании чередующихся гласных в словах, о каких морфемах мы говорили? – О корнях. - Какие морфемы ещё вы знаете? - Приставки, суффиксы, окончания. - Что образуется при изменении окончания? – Меняется форма слова. - Какие из них служат для образования новых слов? - Приставки, суффиксы. - Что такое приставка? – Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о приставках? – Тема нашего урока связана с приставками. - Открываем учебник, читаем тему урока. Каковы задачи нашего урока? | Познавательные. Обучающиеся: - занимаются поиском нужной информации в учебнике, - строят сообщения в устной форме, - проводят сравнения, устанавливают аналогии Личностные: Обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. |
5. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. 15 мин. | В позиции консультанта побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока, организует работу с учебником. | Записывают в тетрадях приставки, делят их на группы, сравнивают с образцом. Устно составляют план урока. | Из слайда (№3) выберите и запишите в столбик слова с приставками. Вывод: приставки за-, на-, над- всегда пишутся с буквой а. Из слайда (№4) выберите и запишите в столбик слова с приставками. Вывод: приставки об-, от-, по-, про-, под- - всегда пишутся с буквой о. Запишем слова: сказать, сделать, сжать (слайд №5.) Давайте их произнесём. - В первом слове приставка с- произносится как [c], во втором как [з], а в третьем – как долгий [ж]. Выполняем упражнение из учебника. Запишем в словари и запомним слова, у которых нет приставок: здоровье, здание, здесь, здравствуйте. (слайд № 6) Дайте характеристику [c] – согласный, глухой, твёрдый [з] – согласный, звонкий, твёрдый 6) Продолжим вспоминать деление согласных звуков на звонкие и глухие, для этого откройте форзац учебника «Согласные звуки» – анализ схемы. - Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? - Фонетика. 7) А теперь вернёмся к теме нашего урока «Правописание приставок». Вы самостоятельно изучаете материал учебника и отвечаете на вопрос, помещённый на слайде (№ 7) – Зачем мы повторяли деление звуков на звонкие и глухие? – От них зависит написание согласных на конце приставок? - Перед буквами каких звуков пишется буква з? – перед звонкими. - Перед буквами каких звуков пишется буква с? – перед глухими. 8) Составим план урока (слайд №8). Правописание приставок, которые всегда пишутся одинаково. Правописание приставки с-. Правописание приставок, оканчивающихся на буквы з-, с-. - Что мы сейчас делали? - Планировали свою деятельность. Физкультминутка для глаз Использование электронной физкультминутки (слайд №9) | Познавательные: Обучающиеся: - устанавливают аналогии между языковыми явлениями, - занимаются поиском и выделением необходимой информации в учебнике, - строят рассуждение о языковом явлении, - учатся адекватно воспринимать предложения и оценку результатов деятельности. Регулятивные: Организация работы обучающихся с целью принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обучающиеся учатся планировать свою деятельность в сотворчестве с учителем и одноклассниками. Метапредметные: - обучающиеся учатся читать материал учебника с целью поиска информации, её освоения использования в практической деятельности, выделения нужной для ответа на проблемы урока, - формулируют выводы. |
6. Развитие умений – применение знания. 7 мин. | Диктует словосочетания, организует диалог, побуждает к выводу правила. Организует работу с учебником. | Записывают, выделяют приставки, объясняют их написание заполняют таблицу, образовывают слова с помощью приставок. | Работа с мультимедийным диском. Мудрая сова приготовила нам задания. Мы их выполним устно, работать будем по цепочке. Работа по учебнику. Выполним упражнение Распределительный объяснительный диктант. Слова, которые я буду диктовать, занести в таблицу: разжимать, вздыхать, вскрикнуть, бесцельный, расписание, развалиться, раздать, бесконечный. | Познавательные. Обучающиеся строят высказывания на лингвистическую тему, проводят сравнения, устанавливают аналогии. Коммуникативные. Обучающиеся: учатся строить понятные одноклассникам высказывания. |
7. Самостоя- тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия. 8 мин. | Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии. | Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу. | 1)Замените словосочетания прилагательными с тем же значением, но с приставками без-, бес- по образцу (слайд № 10). 2) Проверим себя и оценим (слайд № 11). Оцените свою самостоятельную работу. Оценки поставьте в дневники. (По желанию учащихся, учитель выставляет отметки за самостоятельную работу в классный журнал) | Регулятивные. Обучающиеся учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку, вносить необходимые коррективы в проделанную работу. |
8. Запись домашней работы. 1 мин. | Объясняет домашнее задание | Записывают задание в дневники | Слайд № 12 – упражнение по учебнику | Регулятивные – принятие и сохранение обучающимися учебной задачи. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) 1 мин. | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. | – Что нового узнали на уроке? - правописание приставок на з -, с -. - Чему научились? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – С каким настроением уходим с урока? Спасибо всем за работу. Успехов! | Регулятивные – саморегуляция и самоопределение обучающегося. |