Тема урока: Правописание приставок.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
- развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
- У нас сегодня необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
2. Актуализация знаний.
- Для начала, предлагаю вам провести небольшую разминку.
- неизменяемая часть слова …. ( корень)
- после корня находится ……. ( суффикс)
- изменяемая часть слова …. ( окончание)
- в слове часики нет …… (приставки)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.
3. Чистописание
- Сегодня мы будем повторять написание буквы Г.
- Дайте характеристику этой буквы. (Буква Г обозначает два согласных звука: твёрдый (г) и мягкий (г). Этот звук звонкий, парный.)
- Напишем строчку букв Г г, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.
- Прочитайте слова для чистописания: город Георгиевск
- Назовите ошибкоопасные места в написании слов. (В слове город на конце слова надо писать проверяемую согласную д – проверочное слово города. В корне слова во втором слоге надо запомнить букву О.)
- Объясните правописание заглавной буквы в слове Георгиевск.
- Какие города Ставропольского края вы ещё знаете?
- Ребята, кто из вас может сказать: чем вам дорог город Георгиевск?
- Составьте предложение о Георгиевске.
- Я люблю свой город Георгиевск.
- Дайте характеристику предложению и разберите его по членам предложения.
- Для каждого человека самый главный город на Земле – это город, в котором он родился, живёт, трудится. Наш город знаменит не только историческими событиями, которые происходили в нём в разные времена, но и людьми. Вот, например, в нашей школе трудится замечательный учитель, поэт, песенник Дмитриев В.В. На уроках чтения мы уже знакомились с его творчеством.
( чтение стихотворения «Георгиевск одноэтажный…)
(слайды с изо города)
Физминутка.
«Гора Эльбрус»
И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
На Кавказе есть гора, которая имеет двуглавую вершину, называется она Эльбрус, это самая высокая гора в Европе. Представьте, что ваше тело - это гора, могучий и величественный Эльбрус. Одна половина горы говорит: « Я сильнее! « и тянется вверх, а вторая говорит: « Нет, я сильнее!» и тоже тянется вверх. Первая говорит: « Я сильнее!», а вторая отвечает: « Не, я!» Они спорили, спорили.( поочерёдное поднимание сомкнутых рук то вправо, то влево) и пришли к выводу, что они вершины одной горы и силы в них обеих. Потянулись обе вместе сильно - сильно.
Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.
4. Постановка темы урока.
- Все правила, о которых мы с вами уже говорили, учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Чтобы дальше продолжить работу, мы должны отгадать загадку.
«С неба падал лёгкий пух,
Он похож на белых мух.
Запушил поля, леса –
Стала белой вся земля.» (снег)
- Какие трудности могут возникнуть при письме слова? (Это слово на правописание парной согласной в корне слова.)
- Подберите однокоренные слова к слову снег.
- Какие слова называются однокоренными?
Основная работа.
- Какие части слова пришли вам на помощь?
- Что такое суффикс? Приставка?
- Как найти приставку в слове?
- У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.
Работа в парах.
1. приставки с А: за-, на-, над-;
2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;
3. приставка: пере-;
4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.
- Что вы знаете о правописании приставок?
Групповая работа.
- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.
Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.
Физминутка.
На доске слова: делать. Сделать, написать, подписать. Вёз, вывез, привёз, занёс, нёс.
Действия детей: при указании на слово, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.
Сценка «Случай в стране Морфемике».
Жила в стране Морфемике красавица одна
Приставкой называлась и первою была.
Гордилась, что с неё слова обычно начинаются.
И новые слова приставкою рождаются.
И были у приставки морфемные друзья:
Окончание, корень, суффикс – дружная семья.
Встали, поравнялись, взглянули на сестру.
«Равняйся!» - вдруг крикнула приставка. –
Я всех вас соберу!»
Уж спорили, толкались:
Кто всех из них главней
И все перемешались
Под ветерком страстей.
«Ребята, помогите,
Постройте вы хоть нас.
Слова нам подберите,
вы, самый умный класс!»
- А как вы считаете: какая часть слова самая главная?
- Перед вами части слов. Составьте из них интересные слова.
Проверка.
Работа по учебнику.
- Дорогие ребята, я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников. Упр.126, стр.141.
Итог.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кому понравился урок, предлагаю поместить эти снежинки на нашу ёлочку.