kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок и предлогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Правописание приставок и предлогов»

Класс: 3

 Учитель: Маслова Г.В.

Цель урока: Научить детей различать приставку и предлог.

Задачи: учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.

Развивать: орфографическую зоркость; развивать фонематический слух; умение сотрудничать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать: аккуратность; культуру поведения.

Метапредметные результаты: работа в парах,группах

Регулятивные универсальные учебные действия : 

             -Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

                самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

             - Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями

                выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  : 

            - Ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; осуществлять свой выбор учебного действия по заданию ;  

Коммуникативные универсальные учебные  действия : участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом.

  1. Организационный момент урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Будем учиться и добывать  новые знания!

II. Сообщение темы урока.

1. Работа в парах: разгадайте кроссворд и постарайтесь сформулировать тему урока.

- Сформулируйте тему урока? (Правописание приставок и предлогов.)

1. Проверка домашнего задания.

- Что знаете о правописании приставок.  (Приставки пишутся вместе с корнем)

-Какова основная цель нашего урока?

2. Подготовка к уроку руки учащихся – массаж «пальчикам»:

3. Найди в словаре значение слова «проворный» (Толковый словарь Ожегова. Проворный- быстрый, торопливый. )

- Значит, будем работать……(быстро, без ошибок)

3. Чистописание. (Запись на доске:    в   во  за  на  над  по  под  про  с  о  об  от к кроме для)

     -Что записано на доске?

     -Почему записаны в две строки?

    -Устно приведите примеры с предлогами и приставками.

    - Запишите предлоги и приставки, чередуя до конца строки.

-Я предлагаю вам послушать текст и услышать в нём слова с приставками. Будьте внимательны!

Выборочный  диктант.

Задание: запишите слова с приставками. Выделите приставки.

- Какие слова записали?

Как написали приставки со словами?   Почему?

- Есть ли среди них слова требующие проверки?  Почему?

       Упражнение для глаз.

Н/Д   /На доске карточки с частями слов для каждого ряда (работа группами). /

- Что нужно сделать?  (Нужно из частей составить слова)

-  Запишите каждый своё слово и разберите его по составу. 

1 группа - а, по, ход, к;  (походка)

2 группа – по, а, к, крас;  (покраска)

3 группа– бел, по, к, а. (побелка)

(Задания ученики выполняют на магнитной доске.  Походка,    покраска,   побелка.)

- С чего начинаются все эти слова? (Все слова начинаются с приставки  по-)

- Что такое приставка? 

- Как пишется приставка? 

- Какую роль она выполняет? 

Определить на слух – будет ли в следующих словах «по» приставкой: по дороге, по улице, по дому? 

(Демонстрация карточки со словами :  (по)улице, (по)дороге)

_ Чем здесь является «по»? («По»  является предлогом)

_ Что такое предлог? (Это слово.)

- Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)

Прочитайте сведение на стр. 145

     Сможем ли мы сразу безошибочно записать слова с одинаковыми приставками и предлогами?  (Мы не сможем сразу правильно записать эти слова, так как нам не хватает новых знаний.)

- Так какую цель себе поставим на уроке?

- Почему в словосочетаниях в первом случае по- пишется слитно со словом, а во втором раздельно?

Работа по учебнику. Сравнение предлогов и приставок. Обобщение.

- Прочитайте первую часть задания к упражнению 341.

-Какой частью речи выражено слово скатились? ( Слово скатились выражено глаголом)

- Как вы думаете, почему в этом слове «с» пишется слитно? (Так как это приставка. )

- Запомнимте, что предлоги перед глаголами не употребляются!

- Учтите, что приставки «з» не бывает.

Постановка проблемы, "открытие" детьми нового знания.

- Какой части речи выражено слово  с горы?

Как здесь написана бука «с»?

Как же в таких случаях быть и написать правильно, грамотно определив, что это - приставка или предлог?

- Вы видите одинаковые приставки и предлоги, а написаны со словами по- разному.

 -Возникла ситуация, когда необходимо "открытие", новое знание.

- Выскажите свои суждения.  (Ответы детей)

- Попытайтесь между с - предполагаемым предлогом или приставкой и следующим за ним словом поставить вопрос или другое слово.

Д. с(чего?) горы, с высокой горы.

- Итак, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, что необходимо сделать?                 

   (Нужно  между ними вставить вопрос или другое слово, и если это можно сделать, то это ПРЕДЛОГ.   А если нельзя, то это приставка.)

 -   Проверим наше утверждение.    Сведения на стр. 147.

 Выполнение упражнения  341.

Желательно составить распространённые предложения с этим словосочетанием и связать с зимой.

 (Дети скатились с высокой горы.)

побежали по…     (Ребята побежали по скользкому льду)

вошли  во ….  (Мальчики вошли  во двор.)

- Разбор 1-ого предложения по членам предложения.

Закройте в предложении предлог, прочитайте что получилось? (Нет связи слов в предложении)

Закройте приставку. Что заметили? (Изменился смысл.)

Вывод: между приставкой и предлогом в предложении есть смысловая зависимость (оттолкнулся от берега, приплыл к берегу)

Различие между предлогами и  приставками в учебнике на стр. 145.

- Что такое предлог?        Что такое приставка?   

- Для чего служит предлог? Для чего служит приставка?

3.  -Как пишется предлог со словом?

- Как пишется приставка?

Слайд   Различие между предлогами и приставками

Составим  Алгоритм наших суждений, которым будем пользоваться на уроках.

Возьмите схему (алгоритм) и давайте ёё заполним, применив полученные знания.

  Проверка. 

Минутка отдыха.

Цель: автоматизировать учащихся (сенсорно-координационный тренажер).

По одному ученику из группы комментирует, все остальные дети записывают.

Образец рассуждения:

Проверим написание слов «влетела в комнату». Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно.

«В комнату» – обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом. Проверим, поставим вопрос: во что? – «в комнату»; в какую комнату? – «в большую». «В» – это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел» и «комнату».)

Работа группами (5 групп).

Природа  (до) жила (до) весны. (1 группа)

(С) текает  вода (с) сосулек.  (2 группа)

Скоро (по) бегут (по) дорогам ручейки. (3 группа)

(На) деревьях (на) бухнут почки.   (4 группа)

(За) ивой (за) зеленеет весь лес.  (5 группа)

Признаки какого времени года здесь описаны? (….весны)

Развитие речи.

Работа в группах 3 группы.

.- Я предлагаю  вам составить несколько предложений по любой из картин. Докажите, что в нём есть слова с приставками и предлогами.

Физкультминутка  Игра «Распознай-ка».

Учитель называет слова вразброс, дети выполняют соответствующие действия. (Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, вход, входной, с другом,  (про) город, (про)читал ).

         Упражнение в распознавании предлогов и приставок. (упр. 342 - письменно)

- Прочитайте текст.

Определите тему текста. Озаглавьте его.

- Найдите в тексте слова с приставками. Докажите, что в этих словах есть приставки. ! Воспользуйтесь алгоритмом рассуждений.

- Найдите слова, которые употреблены с предлогом. Докажите, что это предлоги.

- Для чего служат предлоги.

- Спишите. Выделите приставки и подчеркните предлоги. (Самопроверка.)

Как же пишутся приставки со словами?

Как пишутся предлоги со словами?

Разбор 1- ого предложения по членам  (Зимой море замёрзло.)

Рефлексия.

-Что установили для себя на уроке?

(- Мы установили, чем различаются предлоги и приставки. )

Запомнить это вам поможет одна песенка. «Приставки и предлога»       

   Слайд  Домашнее задание.  № 344; подобрать и записать слова с корнем ход-

Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок и предлогов"»

Урок по теме: «Правописание приставок и предлогов»

Класс: 3

 Учитель: Маслова Г.В.

Цель урока: Научить детей различать приставку и предлог.

Задачи: учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.

Развивать: орфографическую зоркость; развивать фонематический слух; умение сотрудничать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать: аккуратность; культуру поведения.

Метапредметные результаты: работа в парах,группах

Регулятивные универсальные учебные действия : 

             -Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

                самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

             - Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями

                выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  : 

            - Ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; осуществлять свой выбор учебного действия по заданию ;  

Коммуникативные универсальные учебные  действия : участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом.

  1. Организационный момент урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Будем учиться и добывать  новые знания!

II. Сообщение темы урока.

1. Работа в парах: разгадайте кроссворд и постарайтесь сформулировать тему урока.

- Сформулируйте тему урока? (Правописание приставок и предлогов.)

1. Проверка домашнего задания.

- Что знаете о правописании приставок.  (Приставки пишутся вместе с корнем)

-Какова основная цель нашего урока?

2. Подготовка к уроку руки учащихся – массаж «пальчикам»:

3. Найди в словаре значение слова «проворный» (Толковый словарь Ожегова. Проворный- быстрый, торопливый. )

- Значит, будем работать……(быстро, без ошибок)

3. Чистописание. (Запись на доске:    в   во  за  на  над  по  под  про  с  о  об  от к кроме для)

     -Что записано на доске?

     -Почему записаны в две строки?

    -Устно приведите примеры с предлогами и приставками.

    - Запишите предлоги и приставки, чередуя до конца строки.

-Я предлагаю вам послушать текст и услышать в нём слова с приставками. Будьте внимательны!

Выборочный  диктант.

Задание: запишите слова с приставками. Выделите приставки.

- Какие слова записали?

Как написали приставки со словами? Почему?

- Есть ли среди них слова требующие проверки? Почему?

       Упражнение для глаз.

Н/Д   /На доске карточки с частями слов для каждого ряда (работа группами). /

- Что нужно сделать?  (Нужно из частей составить слова)

-  Запишите каждый своё слово и разберите его по составу. 

1 группа - а, по, ход, к;  (походка)

2 группа – по, а, к, крас;  (покраска)

3 группа– бел, по, к, а. (побелка)

(Задания ученики выполняют на магнитной доске.  Походка,    покраска,   побелка.)

- С чего начинаются все эти слова? (Все слова начинаются с приставки  по-)

- Что такое приставка? 

- Как пишется приставка? 

- Какую роль она выполняет? 

Определить на слух – будет ли в следующих словах «по» приставкой: по дороге, по улице, по дому? 

(Демонстрация карточки со словами :  (по)улице, (по)дороге)

_ Чем здесь является «по»? («По»  является предлогом)

_ Что такое предлог? (Это слово.)

- Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)

Прочитайте сведение на стр. 145

     Сможем ли мы сразу безошибочно записать слова с одинаковыми приставками и предлогами?  (Мы не сможем сразу правильно записать эти слова, так как нам не хватает новых знаний.)

- Так какую цель себе поставим на уроке?

- Почему в словосочетаниях в первом случае по- пишется слитно со словом, а во втором раздельно?

Работа по учебнику. Сравнение предлогов и приставок. Обобщение.

- Прочитайте первую часть задания к упражнению 341.

-Какой частью речи выражено слово скатились? ( Слово скатились выражено глаголом)

- Как вы думаете, почему в этом слове «с» пишется слитно? (Так как это приставка. )

- Запомнимте, что предлоги перед глаголами не употребляются!

- Учтите, что приставки «з» не бывает.

Постановка проблемы, "открытие" детьми нового знания.

- Какой части речи выражено слово  с горы?

Как здесь написана бука «с»?

Как же в таких случаях быть и написать правильно, грамотно определив, что это - приставка или предлог?

- Вы видите одинаковые приставки и предлоги, а написаны со словами по- разному.

 -Возникла ситуация, когда необходимо "открытие" , новое знание.

- Выскажите свои суждения.  (Ответы детей)

- Попытайтесь между с - предполагаемым предлогом или приставкой и следующим за ним словом поставить вопрос или другое слово.

Д. с(чего?) горы, с высокой горы.

- Итак, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, что необходимо сделать?                 

   (Нужно  между ними вставить вопрос или другое слово, и если это можно сделать, то это ПРЕДЛОГ.   А если нельзя, то это приставка.)

 -   Проверим наше утверждение.    Сведения на стр. 147.

 Выполнение упражнения  341.

Желательно составить распространённые предложения с этим словосочетанием и связать с зимой.

 (Дети скатились с высокой горы.)

побежали по…     (Ребята побежали по скользкому льду)

вошли  во ….  (Мальчики вошли  во двор.)

- Разбор 1-ого предложения по членам предложения.

Закройте в предложении предлог, прочитайте что получилось? (Нет связи слов в предложении)

Закройте приставку. Что заметили? (Изменился смысл.)

Вывод: между приставкой и предлогом в предложении есть смысловая зависимость (оттолкнулся от берега, приплыл к берегу)

Различие между предлогами и  приставками в учебнике на стр. 145.

- Что такое предлог?        Что такое приставка?   

- Для чего служит предлог? Для чего служит приставка?

3.  -Как пишется предлог со словом?

- Как пишется приставка?

Слайд   Различие между предлогами и приставками

Составим  Алгоритм наших суждений, которым будем пользоваться на уроках.

Возьмите схему (алгоритм) и давайте ёё заполним, применив полученные знания.

  Проверка. 

Минутка отдыха.

Цель: автоматизировать учащихся (сенсорно-координационный тренажер).

По одному ученику из группы комментирует, все остальные дети записывают.

Образец рассуждения:

Проверим написание слов «влетела в комнату». Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно.

«В комнату» – обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом. Проверим, поставим вопрос: во что? – «в комнату»; в какую комнату? – «в большую». «В» – это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел» и «комнату».)

Работа группами (5 групп).

Природа  (до) жила (до) весны. (1 группа)

(С) текает  вода (с) сосулек.  (2 группа)

Скоро (по) бегут (по) дорогам ручейки. (3 группа)

(На) деревьях (на) бухнут почки.   (4 группа)

(За) ивой (за) зеленеет весь лес.  (5 группа)

Признаки какого времени года здесь описаны? (….весны)

Развитие речи.

Работа в группах 3 группы.

.- Я предлагаю  вам составить несколько предложений по любой из картин. Докажите, что в нём есть слова с приставками и предлогами.

Физкультминутка  Игра «Распознай-ка».

Учитель называет слова вразброс, дети выполняют соответствующие действия. (Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, вход, входной, с другом,  (про) город, (про)читал ).

         Упражнение в распознавании предлогов и приставок. (упр. 342 - письменно)

- Прочитайте текст.

Определите тему текста. Озаглавьте его.

- Найдите в тексте слова с приставками. Докажите, что в этих словах есть приставки. ! Воспользуйтесь алгоритмом рассуждений.

- Найдите слова, которые употреблены с предлогом. Докажите, что это предлоги.

- Для чего служат предлоги.

- Спишите. Выделите приставки и подчеркните предлоги. (Самопроверка.)

Как же пишутся приставки со словами?

Как пишутся предлоги со словами?

Разбор 1- ого предложения по членам  (Зимой море замёрзло.)

Рефлексия.

-Что установили для себя на уроке?

(- Мы установили, чем различаются предлоги и приставки. )

Запомнить это вам поможет одна песенка. «Приставки и предлога»       

   Слайд  Домашнее задание.  № 344; подобрать и записать слова с корнем ход-

Урок окончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок и предлогов"

Автор: Маслова Галина Владимировна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства