Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: «Основные единицы синтаксиса».»
ТЕМА: «Основные единицы синтаксиса».
ЦЕЛИ УРОКА:
• вспомнить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении.
• укрепить навыки работы со словом как с единицей языка.
• совершенствовать навыки анализа строения предложения.
ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.
НА ДОСКЕ:
бето́н бечёвка
делега́т винегре́т
каблу́к палиса́дник
снеги́рь интеллиге́нция
тротуа́р обая́ние
юбиле́й обоня́ние
артилле́рия фразеоло́гия
Отважный человек, подарок отцу, писать быстро
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задании
3. Беседа
• Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...)
• Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией).
• Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически).
• Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (Словосочетание, предложение, текст).
• Что из себя представляет текст как единица синтаксиса?
• Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности).
• Какой из двух отрывков является текстом?
1) Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми... В числе «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию или по легенде, евангелист Лука...
2) Сады красовались на прекрасных горах. Я почитаю Рублёва как великого живописца. Море посылало на сушу пронзительную влажность.
• Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?
А из чего состоят словосочетания?
4. Работа с учебником
Откройте учебники на стр. 21 § 6, ответьте на вопросы параграфа.
• Какой частью речи является главное слово в первом словосочетании? (имя существительное).
• Как называется такое словосочетание? (именное). А второе словосочетание? (именное).
• А если главное слово будет являться глаголом? (такое словосочетание будет называться глагольным). Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний.
5. Работа на доске:
На доске коллективно составляется таблица.
Словосочетания
Именные
Глагольные
1)
2)
1)
2)
3)
• Выводы по таблице (словосочетание даёт более подробную информацию о предмете, действии предмета, указывает на признаки предмета или действия).
6. Словарная работа
Работа со словами, записанными на доске.
• Образуйте со словами, записанными на доске, словосочетания и запишите их, укажите главное слово.
7. Работа с учебником
• Прочитайте на стр. 22 теоретический материал о единицах синтаксиса.