Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса"»
Класс: 9
Тема: Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса
Цель урока: Формировать понятие о синтаксисе. Уметь различать словосочетание и предложение; определять виды (типы) предложений и словосочетаний; использовать предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Ожидаемый результат: Раскрыть роль и значение языка в жизни человека, развитии общества. изучать синтаксис как раздел грамматики; развиваются умения различать словосочетания от предложений: рассмотреть единицы синтаксиса, как словосочетание и предложение
Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».
Тренинг «Хлопаем в ладоши»
Деление на группы. Стратегия «Имена».
Имена мальчиков-1 группа
Имена девочек -2 группа
II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Ромашка Блума» Ассоциативная карта осуществляет проверку домашней работы. а) Что изучает синтаксис?
б) Что такое предложение? Какими бывают предложения?
в) Что называется словосочетанием?
г) Какие различаются способы подчинительной связи слов в словосочетании?
Ребята, обратите внимание на экран. Какие единицы языка (по структуре) вы видите?
Добрый человек Мир не без добрых людей.
Добрая душа Душа каждого человека наполнена красотой и светом.
Доброе сердце Доброе сердце человека растопит многовековой лед.
С правой стороны даны словосочетания, а с левой - предложения.
- Как вы думаете, какое слово является ключевым? (доброта)
Ассоциативная карта.
Составьте ассоциации на абстрактные понятия - доброта и любовь.
III. Актуализация знаний По методу «Диаграмма Венна»
Синтаксис- раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц. С греческого слова означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.
Диаграмма Венна.
Основные единицы синтаксиса
Предложение
Грамматическая основа (подлежащее/сказуемое)
Словосочетание
Главное +зависимое слово
Единицы синтаксиса
-
Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: беречь (что?)чувство.
Предложение – основная единица синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и характеризуется интонационной законченностью.
Например, Я берегу чувство любви к миру.
Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него.
Например, из предложений в стихотворной форме:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О. Высоцкая)
можно выделить словосочетания: берегите друг друга, добротой согревайте. Данное четверостишие в поэтической речи в форме обобщенного – личного предложения.
- Ребята, обратите внимание на экран. Почему синтаксис непосредственно связан с пунктуацией и стилистикой?
Синтаксис
Стилистика
Пунктуация
(изучение синтаксиса помогает выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые подходят для нужного в данной ситуации стиля речи; знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, правильно ставить знаки препинания).
Задание для группы
1 Выделите словосочетания.
Прекрасна была……….. в дивном серебряном блеске.
Мы хотим, чтобы солнечное небо подарило каждой стране свой …..
Юность богата………………, а старость – опытом.
Я верю в …………………
Добрая жена………..сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Без доброты нет …………………….
(дом, земля, добро, милосердия, свет надеждами. )
2. Расставьте знаки препинания в предложениях (в группе)
1. Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна. Что вам нужно для счастья. Пусть добрым будет ум у вас а сердце умным будет.
Доброта залог счастья.
2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Благородство бескорыстие верность идеалам добра и справедливости вот черты истинного человека.
Зло можно победить лишь любовью добром и состраданием.
3. Дискуссионная карта.
№ вопроса
Да
Нет
1. Предложение служит средством общения.
2.Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и части речи.
3. Пунктуация содержит систему правил знаков препинания.
4.Грамматическая основа – это главные и второстепенные члены предложения.
5.Словосочетания формируются в предложении.
1. Да. 2. Нет. 3.Да. 4.Нет. 5. Да
4. Ключевые слова.
Из предложенных ключевых слов вам нужно составить связанные по смыслу предложения, которых объединяет одна идея.
1. Душа, сердце, добрый, помогать, ближний.
2. Согревать, душа, мир, спокойствие, любовь.
Разминка. Внимательно, слушаем. Рифмы должны совпадать.
1.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит……………(Добрый день)
2.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы……….(Спасибо)
3.Когда вас бранят за шалости,
Говорим «Простите пожалуйста»
4.Мальчик, вежливый и развитый,
Работа с учебниками
IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме? Расскажите друг другу, что обозначают словосочетание и предложение?
Разноуровневые задания.
1 группа
Выполните синтаксический разбор предложения.
Все проходит, да не все забывается. Я верю в добро. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и смеются.
2 группа
Выделите словосочетания из предложений.
Злой человек плачет от зависти, добрый – от радости. Моя печаль постепенно ест сердце мое. Человеку даны доброта и слова.
3 группа
Вставьте пропущенные буквы.
Х…дой человек хв…стлив, а добрый- скромен бывает. Беда не по л…су ходит, а по л…дям. З…..млю солнце кр….сит, а людей – ч…ловечность.
Ромашка вопросов.
1. Какова роль предложений в языке?
2. Чем отличается словосочетание от предложений?
3. Что такое грамматическая основа?
4. С какими разделами науки о языке связан синтаксис?
5. Что такое словосочетание? Приведите пример.
1. Что изучает синтаксис?
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
- Что тебе понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Насколько трудным был урок?
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
VI. Домашнее задание. Эссе на тему «Что значит быть добрым?»