kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему « Предложения с обращениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: систематизировать знания учащихся об обращении, умение определять стилистическую окраску обращения.

Развивающая: продолжить формировать умение проводить исследовательскую работу, совершенствовать речевые умения по выразительному чтению.

Воспитательная: способствовать воспитанию отношения к русскому языку как национальной ценности русского народа.

Методы: словесные, наглядные, частично – поисковые.

Приёмы: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, исследовательская работа.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.

Предлагается учащимся самим определить для себя цель урока:

а) вспомнить определение обращения; особенности его употребления в разных стилях речи.

б) уметь находить обращения в тексте, правильно ставить знаки препинания.

III. Актуализация знаний и умений. Систематизация полученных знаний.

  1. Беседа

- Назовите основные единицы синтаксиса.

-   Чем может быть осложнено просто предложение?

2) Сравните два предложения.

                  Слайд 1.  (Два предложения и вопросы)

  1. Мой друг меня не оставит в беде.
  2. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

- Что общего в эти предложениях и чем они отличаются?

( Казалось бы, сочетание мой друг в этих предложениях одно и то же, но это с точки зрения морфологии, а с точки зрения синтаксиса, это две разные единицы – и у каждой свое значение).

- Чем является словосочетание мой друг в первом предложении?

- Чем является словосочетание мой друг во втором предложении?

( В первом предложении -  это главный член предложения, а во втором словосочетание мой друг названо лицо, к которому обратились с речью – это обращение).

- Связано ли оно грамматически с другими членами предложения?

- Является ли членом предложения?

- Для чего служит?  (Для привлечения внимания)

- Чем выражено? ( существительным одушевлённым)

- Распространенным или нераспространённым является?

- Какое место занимает в предложении? Можно ли переставить в другое место?

- С какой интонацией произносится?  (Звательной)

- К кому, чему мы можем еще обратиться?

( Обращением могут быть слова, называющие людей, животных, предметы неживого мира, мифические существа, сказочных героев и т.п.)

Учащиеся приводят примеры.

Например:

  1. Псина, ты откуда? Я тебя не ушиб?  (Чехов)
  2. Сыпь ты, черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.    (Есенин)

  1. Ну прости же ты меня, серый волк. ( народная сказка)

Сделаем вывод.

- Что такое обращение?

Как оно выделяется в устной речи и  на письме?

IVТренировочные упражнения.

Слайд 2

  1. Выразительно прочитать предложения. Найти обращения, выделить их интонационно. Понаблюдать, зависит ли интонация от места обращения в предложении?
  1. Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?  (А.С. Пушкин) .
  2. – Помилуй, батюшка Пётр Андреевич, - сказал Савельич. – Зачем ему твой тулуп?  (А.С. Пушкин).
  3. «Что твоя голова, Маша?» - спросил Гаврила Гаврилович. (А.С. Пушкин).
  4. Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне?
  5. Максим Максимыч  рассердился, тронул неучтивца по плечу и сказал:- Я тебе говорю, любезный. (М. Ю. Лермонтов)
  6. Доктор, эти господа, вероятно, второпях забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова – и хорошенько. ( М.Ю. Лермонтов)
  7. Душенька Осип, какой твой барин хороший. (Н.В. Гоголь).
  8. Москва! Люблю тебя как сын.

Сделаем выводы.

( а) Если обращение стоит в начале предложения, то происходит наибольшее его выделение, после обращения делается пауза;

б) С подобной интонацией произносится обращения, стоящие в конце предложения;

в) Обращения, стоящие в середине предложения, обычно произносятся со слабым логическим ударением и с ускорением темпа).

Учитель:  Ребята, вы заметили, в каких предложениях употребляются обращения?  ( В предложения с прямой речью, диалогах)

  1. Усвоение постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

Слайд 2

Чтение схем.

[О,        ].         [О!        ].          [      , О,      ].         [      , О].

         3 .Графический диктант.

  1. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  2. Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами, с твоей великою рекой и неоглядными полями.
  3. Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
  4. Пылай, камин, в моей пустынной келье.
  5. Ты вразумил меня, герой.
  6. Поздравляю вас, друзья, с благополучным прибытием.
  7. Слышите, Дмитрий Петрович.

Ключ:       

1. [O,          ].

2. [   , О,    ]

3. [     ,О  .]

4.[     ,О,  ]

5.[      ,О  ]

6.[    ,О,   ]

7.[       ,О]

(Взаимопроверка)

Учитель: Итак. Всем нам при обращении

               Поможет обращение.

                К людям, звездам или птицам

                Можем смело обратиться.

                При письме не забывай,

                Запятые расставляй.

V. Исследовательская работа.

- Что же мы ещё не знаем по этой теме?  (На слайде предложения для исследования, работа в парах)

1) Жизнью пользуется живущий. (Причастие)

2)Милый вы мой, выручите меня.

( Личные местоимения ты, вы, как правило, не являются обращением, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав обращения, или сами по себе могут выполнять функцию обращения, например:

3) Эй, вы, ступайте отсюда. (Н.В. Гоголь «Ревизор»)

(Обычно такие обращения употребляют люди, не заботящиеся о культуре своей речи. Такие обращения придают речи грубую окраску.)

Но бывает и иначе: обращение ты, вы могут встретиться в поэтической речи. Вам уже известно обращение М.Ю. Лермонтова в торжественной оде к молодым людям:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих ……

  1. О сад мой, как ты зелен.

( Если перед обращением стоит частица О, то она не отделяется от обращения запятой)

  1. Эй, в круглой шляпе, как мне пройти на станцию.

( В редких исключениях в роли обращения выступаю слова не в им.падеже, называющие какой-нибудь признак лица, к которому обращаются с речью)

  1. Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну свою.

(Это существительное неодушевленное, употребляется в поэтической речи. Такой приём называется олицетворением.)

  1. Эй, ты, толстопятый, сосульку, тряпку принял за ревизора.

- Как относится говорящий к собеседнику? ( с упрёком, с презрением, с негодованием, то есть обращение здесь служит не только для привлечения внимания говорящего, но и одновременно служит для выражения отношения говорящего к собеседнику).

VI. Роль обращения в творчестве А.С. Пушкина.

( Работа в группах) Тексты на партах.

1группа находит авторские обращения

2 группа находит обращения с положительной оценкой героя, предмета, события.

3 группа находит обращения с отрицательной оценкой.

4 группа находит обращения-олицетворения, обращения – метафоры

5 группа готовит вопросы по теме урока.

  1. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

  1. Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…

  1. Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури зазываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

  1. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

  1. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» - говорит она ему.

  1. Смилуйся, государыня рыбка,

Ещё пуще старуха бранится.

  1. «Бабушка, постой немножко!»-

ей кричит она в окошко.

  1. Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу…

Не видало ли на свете

Ты царевны молодой?

  1. Месяц, месяц, мой дружок!
  2. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

          Расстаться настало нам время.

  1. И молвил: «Спи, друг одинокий».
  2. Пора, брат, пора!
  3. Воротись, дурачина, ты к рыбе;

          Поклонись ей, выпроси уж избу.

  1. Ах ты, мерзкое стекло,

          Это врешь ты мне назло.

  1. Шуми, шуми, послушное ветрило,

          Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

  1. Звезда печальная, вечерняя звезда,

          Твой луч осеребрил увядшие равнины,

          И дремлющий залив, и черных скал вершины

  1. Фонтан любви, фонтан живой!
  2. Унылая пора! Очей очарованье!

          Приятна мне твоя прощальная краса.

  1. Зачем ты, грозный аквилон,

          Тростник прибрежный долу клонишь?

  1. Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,

          Журчи, журчи свою мне быль.

VII. Сообщение ученика.

Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства.

Трогательно относился к няне Пушкин. Арина Родионовна платила ему тем же:

« Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское. Прощай, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько.»

Сам Пушкин вёл обширную переписку.

Вот строки из его писем.

Из письма Н.Н. Гончаровой – жене.

Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, мой ангел.

Брату Льву Сергеевичу.

Милый брат, я виноват перед твоею дружбой, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами.

- Итак, какова же роль обращений в этих текстах?

Вывод делают учащиеся.

Обращения повышают образность, эмоциональный настрой речи, становится средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

Часто одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность, или наоборот, злость, недовольство.

Учитель: Не случайно Н.В. Гоголь говорил о Пушкине:

Какая точность во всяком слове!

Какая значительность всякого выражения!

Как все округлено, окончено и замкнуто!

VIII. Рефлексия.

5 группа подготовила вопросы по теме урока.

Ответы на вопросы.

IX. Оценки за урок.

X.  Домашнее задание. Написать письмо другу, учителю, бабушке, родителям и т.п., используя обращение.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему « Предложения с обращениями» »

Урок русского языка. « Предложения с обращениями» 8 класс.

Учитель русского языка и литературы

Соколова Татьяна Тимофеевна

г. Воткинск МБОУ СОШ № 10 Удмуртия

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательная: систематизировать знания учащихся об обращении, умение определять стилистическую окраску обращения.

Развивающая: продолжить формировать умение проводить исследовательскую работу, совершенствовать речевые умения по выразительному чтению.

Воспитательная: способствовать воспитанию отношения к русскому языку как национальной ценности русского народа.

Методы: словесные, наглядные, частично – поисковые.

Приёмы: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, исследовательская работа.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

Предлагается учащимся самим определить для себя цель урока:

а) вспомнить определение обращения; особенности его употребления в разных стилях речи.

б) уметь находить обращения в тексте, правильно ставить знаки препинания.

III. Актуализация знаний и умений. Систематизация полученных знаний.

  1. Беседа

- Назовите основные единицы синтаксиса.

- Чем может быть осложнено просто предложение?

2) Сравните два предложения.

Слайд 1. (Два предложения и вопросы)

  1. Мой друг меня не оставит в беде.

  2. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

- Что общего в эти предложениях и чем они отличаются?

( Казалось бы, сочетание мой друг в этих предложениях одно и то же, но это с точки зрения морфологии, а с точки зрения синтаксиса, это две разные единицы – и у каждой свое значение).

- Чем является словосочетание мой друг в первом предложении?

- Чем является словосочетание мой друг во втором предложении?

( В первом предложении - это главный член предложения, а во втором словосочетание мой друг названо лицо, к которому обратились с речью – это обращение).

- Связано ли оно грамматически с другими членами предложения?

- Является ли членом предложения?

- Для чего служит? (Для привлечения внимания)

- Чем выражено? ( существительным одушевлённым)

- Распространенным или нераспространённым является?

- Какое место занимает в предложении? Можно ли переставить в другое место?

- С какой интонацией произносится? (Звательной)

- К кому, чему мы можем еще обратиться?

( Обращением могут быть слова, называющие людей, животных, предметы неживого мира, мифические существа, сказочных героев и т.п.)

Учащиеся приводят примеры.

Например:

  1. Псина, ты откуда? Я тебя не ушиб? (Чехов)

  2. Сыпь ты, черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу. (Есенин)

  1. Ну прости же ты меня, серый волк. ( народная сказка)

Сделаем вывод.

- Что такое обращение?

Как оно выделяется в устной речи и на письме?

IV. Тренировочные упражнения.

Слайд 2

  1. Выразительно прочитать предложения. Найти обращения, выделить их интонационно. Понаблюдать, зависит ли интонация от места обращения в предложении?

  1. Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? (А.С. Пушкин) .

  2. – Помилуй, батюшка Пётр Андреевич, - сказал Савельич. – Зачем ему твой тулуп? (А.С. Пушкин).

  3. «Что твоя голова, Маша?» - спросил Гаврила Гаврилович. (А.С. Пушкин).

  4. Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне?

  5. Максим Максимыч рассердился, тронул неучтивца по плечу и сказал:- Я тебе говорю, любезный. (М. Ю. Лермонтов)

  6. Доктор, эти господа, вероятно, второпях забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова – и хорошенько. ( М.Ю. Лермонтов)

  7. Душенька Осип, какой твой барин хороший. (Н.В. Гоголь).

  8. Москва! Люблю тебя как сын.

Сделаем выводы.

( а) Если обращение стоит в начале предложения, то происходит наибольшее его выделение, после обращения делается пауза;

б) С подобной интонацией произносится обращения, стоящие в конце предложения;

в) Обращения, стоящие в середине предложения, обычно произносятся со слабым логическим ударением и с ускорением темпа).

Учитель: Ребята, вы заметили, в каких предложениях употребляются обращения? ( В предложения с прямой речью, диалогах)

  1. Усвоение постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

Слайд 2

Ч

,

!

, ,

,

тение схем.

. . . .

  1. Графический диктант.

  1. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

  2. Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами, с твоей великою рекой и неоглядными полями.

  3. Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

  4. Пылай, камин, в моей пустынной келье.

  5. Ты вразумил меня, герой.

  6. Поздравляю вас, друзья, с благополучным прибытием.

  7. Слышите, Дмитрий Петрович.

Ключ:

  1. ,

    .

, ,



  1. .

,



  1. .

, ,



  1. .

,



  1. .

, ,



  1. .



  1. ,

    . (Взаимопроверка)



Учитель: Итак. Всем нам при обращении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можем смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятые расставляй.

V. Исследовательская работа.

- Что же мы ещё не знаем по этой теме? (На слайде предложения для исследования, работа в парах)

1) Жизнью пользуется живущий. (Причастие)

2)Милый вы мой, выручите меня.

( Личные местоимения ты, вы, как правило, не являются обращением, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав обращения, или сами по себе могут выполнять функцию обращения, например:

3) Эй, вы, ступайте отсюда. (Н.В. Гоголь «Ревизор»)

(Обычно такие обращения употребляют люди, не заботящиеся о культуре своей речи. Такие обращения придают речи грубую окраску.)

Но бывает и иначе: обращение ты, вы могут встретиться в поэтической речи. Вам уже известно обращение М.Ю. Лермонтова в торжественной оде к молодым людям:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих ……

  1. О сад мой, как ты зелен.

( Если перед обращением стоит частица О, то она не отделяется от обращения запятой)

  1. Эй, в круглой шляпе, как мне пройти на станцию.

( В редких исключениях в роли обращения выступаю слова не в им.падеже, называющие какой-нибудь признак лица, к которому обращаются с речью)

  1. Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну свою.

(Это существительное неодушевленное, употребляется в поэтической речи. Такой приём называется олицетворением.)

  1. Эй, ты, толстопятый, сосульку, тряпку принял за ревизора.

- Как относится говорящий к собеседнику? ( с упрёком, с презрением, с негодованием, то есть обращение здесь служит не только для привлечения внимания говорящего, но и одновременно служит для выражения отношения говорящего к собеседнику).

VI. Роль обращения в творчестве А.С. Пушкина.

( Работа в группах) Тексты на партах.

1группа находит авторские обращения

2 группа находит обращения с положительной оценкой героя, предмета, события.

3 группа находит обращения с отрицательной оценкой.

4 группа находит обращения-олицетворения, обращения – метафоры

5 группа готовит вопросы по теме урока.

  1. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

  1. Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…

  1. Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури зазываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

  1. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

  1. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» - говорит она ему.

  1. Смилуйся, государыня рыбка,

Ещё пуще старуха бранится.

  1. «Бабушка, постой немножко!»-

ей кричит она в окошко.

  1. Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу…

Не видало ли на свете

Ты царевны молодой?

  1. Месяц, месяц, мой дружок!

  2. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время.

  1. И молвил: «Спи, друг одинокий».

  2. Пора, брат, пора!

  3. Воротись, дурачина, ты к рыбе;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

  1. Ах ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло.

  1. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

  1. Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины

  1. Фонтан любви, фонтан живой!

  2. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

  1. Зачем ты, грозный аквилон,

Тростник прибрежный долу клонишь?

  1. Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,

Журчи, журчи свою мне быль.

VII. Сообщение ученика.

Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства.

Трогательно относился к няне Пушкин. Арина Родионовна платила ему тем же:

« Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское. Прощай, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько.»

Сам Пушкин вёл обширную переписку.

Вот строки из его писем.

Из письма Н.Н. Гончаровой – жене.

Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, мой ангел.

Брату Льву Сергеевичу.

Милый брат, я виноват перед твоею дружбой, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами.

- Итак, какова же роль обращений в этих текстах?

Вывод делают учащиеся.

Обращения повышают образность, эмоциональный настрой речи, становится средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

Часто одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность, или наоборот, злость, недовольство.

Учитель: Не случайно Н.В. Гоголь говорил о Пушкине:

Какая точность во всяком слове!

Какая значительность всякого выражения!

Как все округлено, окончено и замкнуто!

VIII. Рефлексия.

5 группа подготовила вопросы по теме урока.

Ответы на вопросы.

IX. Оценки за урок.

X. Домашнее задание. Написать письмо другу, учителю, бабушке, родителям и т.п., используя обращение.

















































10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему « Предложения с обращениями»

Автор: Соколова Татьяна Тимофеевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по теме "Обрашение""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashieniie"
    ["file_id"] => string(6) "363873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480429532"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему: "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404113855"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "117439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412786681"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokaporusskomuiazykuv5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "263290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449507877"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства