Цели урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся об обращении, умение определять стилистическую окраску обращения.
Развивающая: продолжить формировать умение проводить исследовательскую работу, совершенствовать речевые умения по выразительному чтению.
Воспитательная: способствовать воспитанию отношения к русскому языку как национальной ценности русского народа.
Методы: словесные, наглядные, частично – поисковые.
Приёмы: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, исследовательская работа.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
Предлагается учащимся самим определить для себя цель урока:
а) вспомнить определение обращения; особенности его употребления в разных стилях речи.
б) уметь находить обращения в тексте, правильно ставить знаки препинания.
III. Актуализация знаний и умений. Систематизация полученных знаний.
- Беседа
- Назовите основные единицы синтаксиса.
- Чем может быть осложнено просто предложение?
2) Сравните два предложения.
Слайд 1. (Два предложения и вопросы)
- Мой друг меня не оставит в беде.
- Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- Что общего в эти предложениях и чем они отличаются?
( Казалось бы, сочетание мой друг в этих предложениях одно и то же, но это с точки зрения морфологии, а с точки зрения синтаксиса, это две разные единицы – и у каждой свое значение).
- Чем является словосочетание мой друг в первом предложении?
- Чем является словосочетание мой друг во втором предложении?
( В первом предложении - это главный член предложения, а во втором словосочетание мой друг названо лицо, к которому обратились с речью – это обращение).
- Связано ли оно грамматически с другими членами предложения?
- Является ли членом предложения?
- Для чего служит? (Для привлечения внимания)
- Чем выражено? ( существительным одушевлённым)
- Распространенным или нераспространённым является?
- Какое место занимает в предложении? Можно ли переставить в другое место?
- С какой интонацией произносится? (Звательной)
- К кому, чему мы можем еще обратиться?
( Обращением могут быть слова, называющие людей, животных, предметы неживого мира, мифические существа, сказочных героев и т.п.)
Учащиеся приводят примеры.
Например:
- Псина, ты откуда? Я тебя не ушиб? (Чехов)
- Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу. (Есенин)
- Ну прости же ты меня, серый волк. ( народная сказка)
Сделаем вывод.
- Что такое обращение?
Как оно выделяется в устной речи и на письме?
IV. Тренировочные упражнения.
Слайд 2
- Выразительно прочитать предложения. Найти обращения, выделить их интонационно. Понаблюдать, зависит ли интонация от места обращения в предложении?
- Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? (А.С. Пушкин) .
- – Помилуй, батюшка Пётр Андреевич, - сказал Савельич. – Зачем ему твой тулуп? (А.С. Пушкин).
- «Что твоя голова, Маша?» - спросил Гаврила Гаврилович. (А.С. Пушкин).
- Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне?
- Максим Максимыч рассердился, тронул неучтивца по плечу и сказал:- Я тебе говорю, любезный. (М. Ю. Лермонтов)
- Доктор, эти господа, вероятно, второпях забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова – и хорошенько. ( М.Ю. Лермонтов)
- Душенька Осип, какой твой барин хороший. (Н.В. Гоголь).
- Москва! Люблю тебя как сын.
Сделаем выводы.
( а) Если обращение стоит в начале предложения, то происходит наибольшее его выделение, после обращения делается пауза;
б) С подобной интонацией произносится обращения, стоящие в конце предложения;
в) Обращения, стоящие в середине предложения, обычно произносятся со слабым логическим ударением и с ускорением темпа).
Учитель: Ребята, вы заметили, в каких предложениях употребляются обращения? ( В предложения с прямой речью, диалогах)
- Усвоение постановки знаков препинания в предложениях с обращением.
Слайд 2
Чтение схем.
[О, ]. [О! ]. [ , О, ]. [ , О].
3 .Графический диктант.
- Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
- Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами, с твоей великою рекой и неоглядными полями.
- Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
- Пылай, камин, в моей пустынной келье.
- Ты вразумил меня, герой.
- Поздравляю вас, друзья, с благополучным прибытием.
- Слышите, Дмитрий Петрович.
Ключ:
1. [O, ].
2. [ , О, ]
3. [ ,О .]
4.[ ,О, ]
5.[ ,О ]
6.[ ,О, ]
7.[ ,О]
(Взаимопроверка)
Учитель: Итак. Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можем смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятые расставляй.
V. Исследовательская работа.
- Что же мы ещё не знаем по этой теме? (На слайде предложения для исследования, работа в парах)
1) Жизнью пользуется живущий. (Причастие)
2)Милый вы мой, выручите меня.
( Личные местоимения ты, вы, как правило, не являются обращением, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав обращения, или сами по себе могут выполнять функцию обращения, например:
3) Эй, вы, ступайте отсюда. (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
(Обычно такие обращения употребляют люди, не заботящиеся о культуре своей речи. Такие обращения придают речи грубую окраску.)
Но бывает и иначе: обращение ты, вы могут встретиться в поэтической речи. Вам уже известно обращение М.Ю. Лермонтова в торжественной оде к молодым людям:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих ……
- О сад мой, как ты зелен.
( Если перед обращением стоит частица О, то она не отделяется от обращения запятой)
- Эй, в круглой шляпе, как мне пройти на станцию.
( В редких исключениях в роли обращения выступаю слова не в им.падеже, называющие какой-нибудь признак лица, к которому обращаются с речью)
- Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну свою.
(Это существительное неодушевленное, употребляется в поэтической речи. Такой приём называется олицетворением.)
- Эй, ты, толстопятый, сосульку, тряпку принял за ревизора.
- Как относится говорящий к собеседнику? ( с упрёком, с презрением, с негодованием, то есть обращение здесь служит не только для привлечения внимания говорящего, но и одновременно служит для выражения отношения говорящего к собеседнику).
VI. Роль обращения в творчестве А.С. Пушкина.
( Работа в группах) Тексты на партах.
1группа находит авторские обращения
2 группа находит обращения с положительной оценкой героя, предмета, события.
3 группа находит обращения с отрицательной оценкой.
4 группа находит обращения-олицетворения, обращения – метафоры
5 группа готовит вопросы по теме урока.
- Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
- Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись…
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу…
- Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури зазываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?
- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» - говорит она ему.
- Смилуйся, государыня рыбка,
Ещё пуще старуха бранится.
- «Бабушка, постой немножко!»-
ей кричит она в окошко.
- Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…
Не видало ли на свете
Ты царевны молодой?
- Месяц, месяц, мой дружок!
- Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время.
- И молвил: «Спи, друг одинокий».
- Пора, брат, пора!
- Воротись, дурачина, ты к рыбе;
Поклонись ей, выпроси уж избу.
- Ах ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло.
- Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины
- Фонтан любви, фонтан живой!
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
- Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник прибрежный долу клонишь?
- Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,
Журчи, журчи свою мне быль.
VII. Сообщение ученика.
Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства.
Трогательно относился к няне Пушкин. Арина Родионовна платила ему тем же:
« Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское. Прощай, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько.»
Сам Пушкин вёл обширную переписку.
Вот строки из его писем.
Из письма Н.Н. Гончаровой – жене.
Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, мой ангел.
Брату Льву Сергеевичу.
Милый брат, я виноват перед твоею дружбой, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами.
- Итак, какова же роль обращений в этих текстах?
Вывод делают учащиеся.
Обращения повышают образность, эмоциональный настрой речи, становится средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.
Часто одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность, или наоборот, злость, недовольство.
Учитель: Не случайно Н.В. Гоголь говорил о Пушкине:
Какая точность во всяком слове!
Какая значительность всякого выражения!
Как все округлено, окончено и замкнуто!
VIII. Рефлексия.
5 группа подготовила вопросы по теме урока.
Ответы на вопросы.
IX. Оценки за урок.
X. Домашнее задание. Написать письмо другу, учителю, бабушке, родителям и т.п., используя обращение.