Просмотр содержимого документа
«Тема: Односоставные предложения. Обобщение знаний»
Технологическая карта урока
8 класс
Урок русского языка.
Тема: Односоставные предложения. Обобщение знаний
Учебник: Е.А.Быстрова. Русский язык, 8 класс, часть 2.
Цели для ученика
Цели для учителя
Привести в систему знания по теме «Односоставные предложения»
Выявить, что усвоено недостаточно хорошо.
Ликвидировать пробелы в знаниях.
1. Создать условия для обобщения полученных знаний по теме «Односоставные предложения»
2. Способствовать выявлению пробелов в знаниях по теме.
3. Обеспечить дальнейшее развитие УУД
Задачи:
повторить виды односоставных предложений;
повторить способы выражения главных членов предложения в односоставных предложениях;
совершенствовать умение проводить синтаксический разбор предложения;
совершенствовать умение определять вид односоставного предложения;
совершенствовать умение обобщать изученный материал при подведении итога урока.
Задачи:
1)совершенствовать умение сворачивать информацию в опорную схему, таблицу;
2)создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
3)воспитывать интерес к художественной литературе;
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся приведут в систему знания по теме
2. Смогут предварительно оценить, насколько хорошо овладели темой
3. Будут активно использовать односоставные предложения в своей речи
Тип урока: обобщение знаний
Методы и формы: технология развития критического мышления, сильные вопросы.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, плакат, опоры.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Формы
Результат взаимодействия
I.Организа-
ционный
момент урока, мотивация
учащихся на работу.
3 минуты
Предлагается рассмотреть несколько фотографий природы и прочитать предложения.
- Определите автора.
-Предположи-
те, о чем пойдет речь на уроке.
Слушают, настраиваются на работу.
Читают строки, вспоминают поэтов.
Приподнятое настроение.
Определяют, что речь пойдет об односостав-ных предложениях
2.Целепола
гание.Поста-новка проблемы.
5 минут
Мозговая атака ( обсуждают ответ в паре)
-Определите, что вы знаете по теме урока.
- Представьте результат.
- Начертите шкалу. Где вы?
- Что бы хотели сегодня уточнить, понять, в чем разобраться?
В парах составляют список того, что знают.
Определяют цель урока
Целеполагание и оценка Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познав.цели. Развивается умение слушать вступать в диалог, работать в паре, сотрудничать, управлять поведением партнера.
Определяют цель своей работы
3.Заполне
ние таблицы «Односоставные предложе-ния»
7 минут
Для систематизации знаний по теме заполним итоговую таблицу. (карточки)
1.Напишите виды односоставных предложений
2. Выберите и запишите, чем выражен главный член предложения в каждом виде односоставного предложения.
3.Выберите и запишите примеры односоставных предложений.
4. Проверка работы.
Анализируют предложенный материал и заполняют таблицу.
Анализ информации,
переработка информации на основе анализа,
умение выражать свои мысли всоответствии с условиями коммуникации
Появляется опора
Для определе-ния вида односос-
тавных предложений
4.Упражне-ние в определе-нии вида односостав-ных предложе-ний.
5 минут
1)На обломках самовластья напишут наши имена.
2) Сижу за решёткой в темнице сырой.
3) Мне грустно и легко…
4) Кавказ надо мною.
5) Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?
6) Ей нет соперниц, нет подруг…
7)Унылая пора! Очей очарованье!
8) Где нет любви, там нет веселий…
9) Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит.
10) Ужасный век, ужасные сердца!
(Предложения распечатаны на карточках)
Проверка
Выставление оценок. «5» -нет ошибок, «4» -1-2 ош.
«3»-3-4 ош.
«2» - 5 и более
Самостоятельно определяют вид односоставного предложения. Анализируют свои ответы,
2 ученика объясняют, какой вид односоставного предложения.
Развивается умение структурировать знания: определять вид односоставного предложения, применять полученные знания
5.Работа с неполными предложениями
5 минут
-О каких предложениях ещё не сказали?
- Дайте определение неполным предложениям
-Где они чаще встречаются?
-Выберите из текста неполные и запишите. (слайд)
самопроверка
Дают определение. Читают, выписывают неполные предложения.
Анализ текста, обоснованный выбор, решение задачи
Определяют неполные предложения и выписывают их, демонстрируя понимание темы урока
6.Синтакси-ческий разбор предложе-ния
5 минут
Задание по рядам (3 ученика у доски)
1.Все говорят: нет правды на земле.
2. Уж тёмно: в санки он садится.
3. Но грустно думать, что напрасно
была нам молодость дана..
Самопроверка
Ученики представляют свою работу
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Повторили порядок разбора, выполнили разбор
7. Роль односостав-ных предложе-ний.
5 минут
Выступление ученицы о роли односоставных предложений
Презентация самостоятельной работы-исследования
Осознание роли односостав-ных предложенийв текстах разного стиля
8. Рефлексия
3 минуты
Вернитесь к шкале, отметьте, где вы теперь. Почему? Используя односоставные предложения, выразите своё отношение уроку.
Анализируют свою деятельность, дают оценку ей, понимают, что ещё необходимо сделать
Управление своей деятельностью
Определение, что было, что ещё следует сделать и как
8.Д/з
2 минуты
Стр. 50 текст, задание 5.
Записывают задание в дневнике
Приложения
Каждому ученику:
Прочитайте, из какого произведения А.С.Пушкина отрывок?
Выпишите одно неполное предложение.
— Тише! — перервал Д.., — где Егоровна?
— В барском доме в своей светелке, — отвечал Гриша.
— Поди, приведи ее сюда да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось кроме приказных, а ты, Антон, запряги телегу.
Гриша ушел и через минуту явился с своею матерью. Старуха не раздевалась в эту ночь; кроме приказных, никто в доме не смыкал глаза.
— Все ли здесь? — спросил Д..., — не осталось ли никого в доме?
— Никого, кроме подьячих, — отвечал Гриша.
— Давайте сюда сена или соломы, — сказал Д...
Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено.
— Подложите под крыльцо. Вот так. Ну, ребята, огню!
Определите вид односоставных предложений.
1)На обломках самовластья напишут наши имена.
2) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
3) Сижу за решёткой в темнице сырой.
4) Мне грустно и легко…
5) Кавказ надо мною.
6) Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?
7) Ей нет соперниц, нет подруг…
8)Унылая пора! Очей очарованье!
9) Где нет любви, там нет веселий…
10) Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит.
11) Ужасный век, ужасные сердца!
Роль односоставных предложений (индивидуальное задание)
Для исследования мне были предложены несколько текстов. Я должна была определить стиль текстов, выявить вид односоставных предложений и сделать вывод, для каких стилей какие виды односоставных предложений характерны.
Итак,
Отрывок из «Ревизора» Гоголя
Бобчинский. Чрезвычайное происшествие!
Добчинский. Неожиданное известие!
Все. Что, что такое?
Добчинский. Непредвиденное дело: приходим в гостиницу...
Бобчинский (перебивая). Приходим с Петром Ивановичем в гостиницу...
Добчинский (перебивая). Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу.
Бобченки. Э, нет, позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете...
Добчинский. А вы собьетесь и не припомните всего.
Бобчинский. Припомню, ей-Богу, припомню. Уж не мешайте, пусть я расскажу, не мешайте! Скажите, господа, сделайте милость, чтоб Петр Иванович не мешал.
Городничий. Да говорите, ради Бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, господа! Возьмите стулья! Петр Иванович, вот вам стул.
Стиль текста разговорный, используются односоставные определённо-личные предложения.
Текст 2
Позади цепей носился Чапаев, кратко быстро и властно отдавал приказания, ловил ответы. Вот он круто свернул коня, мчит к командиру батареи:
—Бить по мельницам!
—Все пулеметы с мельниц скосить!
—Станицу не трогать, пока не скажу!
Текст для анализа № 3
Левитану нездоровилось. Он поскорее ушёл из дому. Работать не хотелось. Когда не ладилась работа, всегда думалось о самой последней картине... Остановка в работе пугала Левитана. Вдруг приходили мысли о неспособности, об отсутствии таланта. Юноша знал, что самая короткая передышка вредна. Снова начинать трудно, не те краски видит глаз, не ту свободную, лёгкую, смелую линию проводят на холсте вялые руки. Он расстроился сильнее, заболела голова, захотелось домой.
Текст для анализа № 4
Картина рассказывает о людях Ленинграда в суровые дни блокады. Глядишишь на картину и мысленно представляешь голодный и холодный Ленинград 1942 года, его гордых защитников. Они собрались в зале филармонии послушать музыку. Переносишься воображением сюда, в зал. В осаждённом Ленинграде идёт концерт. Всматриваешься в лица людей и поражаешься способности измождённых голодом и холодом людей зачарованно слушать музыку. Она покорила этих суровых людей. Смотришь на картину и чувствуешь могучее дыхание оркестра, покорившее зал.
Текст для анализа № 5
Вот вашему дедушке и донесли, что Пётр Овсяников, мол, на вас жалуется: землю, вишь, отнять изволили... Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего ловчего Бауша с командой... Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был мальчишка маленький, босиком за ним побежал. Что ж? Привели его к вашему дому да под окнами и высекли. А ваш дедушка стоит на балконе да посматривает, а бабушка под окном сидит и тоже глядит... Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и благодарить велели, что живого отпустили.
Выводы:
• Для разговорного стиля характерны определённо-личные и неопределённо-личные предложения (см. текст № 1, 5)
• В текстах художественного стиля для передачи приказа, состояния человека используются безличные предложения (см. тексты № 2, 3)..
• Публицистический стиль (см текст № 4) требует определённо-личных предложений, которые позволяют читателям ощущать свою причастность к событиям.