Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цели урока:
1.Систематизировать и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложений.
2. Совершенствовать умения различать виды односоставных предложений, самостоятельно составлять предложения заданного вида и использовать их в речи
3. Воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: закрепление пройденного учебного материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: наглядно-иллюстративный материал по сюжету урока, карточки с заданиями для индивидуальной работы, сигнальные карточки, дифференцированное учебное задание по степени сложности.
Ход урока:
- Организационный момент.
У: - Счастье в том, друзья мои, что мы говорим на этом удивительном языке наших предков, живем в России, где за каждым словом открывается целый мир, а наше воображение рисует удивительные картины. Эти картины радуют нас, заставляя дерзать, исследовать речь окружающих людей, внимательно вглядываться в строки книг. Каждое слово нашей речи наполняется очень глубоким смыслом.
Обратите внимание на слова К.Г.Паустовского (плакат): «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». И сегодня на уроке загадочное и красивое слово СТЕПЬ поможет нам систематизировать и обобщить теоретические и практические знания о видах односоставных предложений.
- В процессе повторения вы будете заполнять таблицу своих достижений на уроке, результаты которой помогут вам оценить свои знания и умения.
- Итак, откройте тетради, запишите число.
На мой взгляд, это высказывание напоминает нам о том, что мы должны уметь выбирать и употреблять в речи точные и нужные слова для того, чтобы правильно и хорошо говорить.
2.Лексическая пятиминутка.
У: - Давайте подумаем, какой смысл имеет слово СТЕПЬ, каково его лексическое значение? Над этим вопросом работали наши филологи-исследователи. Вот что они выяснили:
- Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даль дает такое толкование значения слова: «СТЕПЬ – безлесная и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыни. Наши степи, на юге и на востоке, поросли ковылем, что и почитается принадлежностью степей; безлесье, незаселенный, кочевой простор».
- Автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов дает следующее объяснение этого слова: «СТЕПЬ – безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата».
У: Задание: Составьте и запишите в тетрадь односоставное предложение со словом СТЕПЬ.
Ученик из группы филологов-исследователей знакомит одноклассников с толкова-нием слова СТЕПЬ в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля и в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.
3. Повторение. Фронтальный опрос.
У: - Какие предложения называются односоставными?
- На какие две основные группы они делятся?
-Назовите виды предложения первой группы.
- Кто составил предложение, которое можно отнести к первой группе? Аргументируйте свой ответ.
- Как называются предложения второй группы?
- Кто составил предложение, которое можно отнести ко второй группе? Аргументируйте свой ответ.
-Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.
- Все предложения делятся на две группы: с одним главным членом – сказуемым, с одним главным членом–подлежащим.
- К первой группе относятся определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.
-Мое предложение (например: Еду и любуюсь степью.) относится к первой группе, так как в нем один главный член – сказуемое. В нем деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Это предложение определенно-личное.
- Ко второй группе относятся назывные предложения.
-Мое предложение ( например: Степь с ковылем и чабрецом.) относится ко второй группе, так как в нем один главный член – подлежащее. В нем утверждается наличие предмета. Это назывное предложение.
4. Проверка знаний учащихся.
У: - А теперь мы повторим и обобщим наши знания об односоставных предложениях, обращаясь к произведениям русских писателей и поэтов, которых она вдохновляла и которые отразили степь во всех ее красках через звук, шорохи, запахи трав, удивительные пейзажи. Перед вами лежат листочки с предложениями, взятыми из разных произведений. Возьмите ручки и подпишите листок. Это задание будем выполнять по вариантам.
Задание для первого варианта – отметить определенно-личные предложения;
Задание для второго варианта – отметить неопределенно-личные предложения;
Задание для третьего варианта – отметить безличные предложения;
Задание для четвертого варианта – отметить назывные предложения.
1. Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю.Лермонтов.)
2. Мелколесье. Степь и дали.
Свел луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С.Есенин.)
3. Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль. (А.К.Толстой.)
4. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (М.С.Бубеннов.)
5. Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит. (П.А.Вяземский.)
6. Сухой овраг. Выжженная степь. (А.Н.Толстой.)
7. В степи нет грибов… (С.Аксаков)
8. Мне снятся костры в запорожской весенней степи. (В. Луговской.)
9. Приди в такую степь ранним утром, посмотри кругом, прислушайся к ее голосу – и ничего лучшего на свете не захочешь, а захочешь остаться в ней на веки вечные. (М.Д.Соколов.)
10. Голодные знойные степи…(А.Марков.)
11. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М.А.Шолохов.)
12. Можно было различить самый отдаленный курган в степи. (И.Бунин.) 13. Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (М.Ю.Лермонтов.)
У: - Закончили работу? Возьмите карандаш в руки и проверьте свои ответы, сверяя их с записью на доске.
1в- 9, 13
2в- 1, 11
3в- 4, 7, 12
4в- 2, 5, 10
5. Работа с учебником в парах с последующей взаимопроверкой.
У: - 1вариант – выполнение упражнения 235 на стр.99 учебника «Практика»»
2 вариант – выполнение упражнения 236 на стр. 100 учебника «Практика»
6. Творческое задание.
У: Жители степей, чтобы утолить жажду и легче переносить жару, пьют чай. Этот чай не совсем такой, к которому привыкли мы с вами. Называется он – калмыцкий.
Вы должны были ознакомиться с рецептом приготовления этого напитка. И сейчас вам необходимо записать рецепт этого чая, используя односоставные предложения.
7. Проверка задания:
У: - Записали? Прочтите, пожалуйста.
А вы, ребята, послушайте внимательно и скажите, в каком рецепте было использовано больше односоставных предложений.
У: - Ребята. У вас на парте карточки с цифрами от 1 до 4. Сейчас вам еще раз один из обучающихся прочитает рецепт по предложениям, а вы определите их вид и поднимите карточку с соответствующим номером.
1- определенно-личное,
2- неопределенно-личное,
3- безличное,
4- назывное.
8. Итоги урока
У: Итак, ребята, сегодня мы с вами повторили все, что вы знаете об односоставных предложениях. Каждый из вам смог убедиться, насколько хорошо подготовлен, какие остались пробелы, над чем нужно еще поработать, что повторить.
В процессе урока вы заполняли таблицы своих достижений, давайте проанализируем их результаты.
Оценки за урок проводит учитель.
9. Домашнее задание:
У: Степь – назывное предложение, за которым целый мир. И домашнее задание будет тесно связано с этим словом. У каждого из вас на столе листок с напечатанными заданиями. Их 3. Вам предлагается на выбор свой уровень задания:
1. Написать миниатюру на тему «Степь» по своим личным впечатлениям.
2.Написать начало рассказа, используя односоставные предложения для лаконичного изображения места и времени действия, пейзажа, обстановки.
3. Написать зарисовку, миниатюру, выбрав заголовок:
а) «Путешествие по степи.»
б) «О чём я думаю, когда нахожусь в степи»
в) « Необыкновенное утро».
Желаю вам творческих успехов.
Дифференцированная работа
Обучающиеся выполняют задание и проводят взаимопроверку.
Обучающиеся выполняют задания по развитию речи
Учащиеся зачитывают записи своих рецептов.
Работа с сигнальными карточками.
Дифференцированные задания в тетрадях.