обучающие: обобщить и систематизировать знания и умения по теме; расширить представление о сфере употребления каждого вида односоставного предложения;
развивающие: содействовать развитию умения использовать односоставные предложения в собственной речи;
воспитывающие: работать над воспитанием эстетического чувства любви к природе.
Оборудование: раздаточный материал, тест.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Целью нашего урока является обобщение, систематизация, проверка знаний, умений и навыков по теме «Односоставные предложения» с использованием тестирования. Начнем работу со словарной разминки.
I. Словарная разминка.
Узнайте слово по его лексическому значению, образуйте словосочетание и запишите его:
а) умение, мастерство, знание, дело (искусство, искусство слова);
в) места вне городов (поля, леса, горы); (природа, русская природа);
г) рисунок, картина, изображающая виды природы (пейзаж, зимний пейзаж);
д) вид, открывающийся с высоты (панорама, великолепная панорама);
е) видимая даль (перспектива, перспектива роста).
Проверим.
Природа, искусство, пейзаж. Эти слова не случайно прозвучали в начале урока, так как в качестве практического материала будут использованы предложения из стихотворений русских поэтов 19 и 20 века о природе.
II. Индивидуальная работа.
Произвести синтаксический разбор предложения.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
(А.С.Пушкин)
III. Фронтальный опрос. Ролевая игра.
Учитель.
Повторить тему нам помогут односоставные предложения, роль которых будут выполнять ребята, им было дано задание в занимательной форме рассказать об односоставных предложениях.
Учитель.
Выслушайте Назывное Предложение. Ему не терпится с вами поговорить.
Ученик.
Позвольте назвать себя: Назывное Предложение! Вы, конечно, сразу догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, то есть сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событий, явлений. Я вокруг вас, на каждом шагу. Ребенок смотрит в окно и кричит: «Снег!», «Вот и зима!» И это я, назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Моя грамматическая основа – подлежащее, но оно так много говорит. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют в поэзии и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны Назывными Предложениями.
Шепот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
(А.Фет)
Диктует предложение
Учитель.
Подчеркните основу. Устно приведите примеры.
Славный снег!
Какая роскошь!
(Случевский)
Повсюду блеск,
Повсюду яркий свет.
(Бунин)
Учитель.
Слово просит Безличное Предложение.
Ученик.
Безличное Предложение.
Все вертится вокруг сказуемого. Если есть сказуемое, то можно рассказать обо всем на свете. Собирать сказуемые – это мое хобби. Но ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвалиться я. Собирать ее мне помогли и инфинитивы, и слова состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значения безличных. Есть в моей коллекции одно совсем особенное слово с неуживчивым характером, слово нет.
Это уникальный экземпляр. Иметь сказуемое очень выгодно. Сразу приобретаешь столько знакомых! И значений у меня столько, что есть из чего выбирать. И я выбираю – смотря по настроению. Выбрав значение, долго и не спеша перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне передать чье-нибудь состояние – пожалуйста, могу, есть у меня сказуемые – слова состояния. Захочется попробовать приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. «Молчать!» - говорю. Или: «Не входить!» Нужно иногда одной побывать. А бывает, такая-то печаль найдет, что попросишь другой инфинитив поработать сказуемым, да и скажешь: «Э – эх, не найти мне счастья!» А отрицательное слово нет возьмет да и поддакнет: «Нет в жизни счастья!» Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовал, но не получается. Действующее активное лицо не могу назвать. А иногда ведь именно того и хочется, чего не умеешь.
Однажды, я попросил одного восьмиклассника: «Переделай ты меня в двусоставное предложение, придумай что-нибудь, подбери никому не нужное подлежащее. Он попробовал. И так меня крутил и этак – до сих пор все кости болят! Так ничего и не вышло. Но я из этого случая пользу извлекло: на ошибках учатся. Вот и я учу теперь всех подряд: не можешь вставить подлежащее – радуйся. Значит, у тебя самое прекрасное предложение получилось – Безличное.
Например: На пригорке то сыро, то жарко. (А.Фет).
Учитель.
Запишите б/л предложения, определите, чем выражено сказуемое.
Светает. (б/л гл.)
Пахнет свежестью. (личн.гл. в б/л знач.)
Мне не спится. (возв.гл. в б/л знач.) сост.чел.
Было тихо, прохладно. (слово состояния) сост.прир.
Проверка.
Учитель.
Давайте подслушаем теперь разговор личных односоставных предложений, так как монолог Безличного Предложения случайно услышали Личные Предложения. Они сразу подняли ужасный галдеж.
Ученик. Личные предложения.
Ах, какая нескромность! И скажут же такое! Протестуем! Мы, конечно, не можем менять сказуемое, как, перчатки, мы привязаны к определенным глагольным формам, но что же плохого в постоянных привязанностях? И хотя каждое из нас – яркая индивидуальность, но ради дела готово пожертвовать собой и просто перестать существовать, превратившись в двусоставное предложение. Мы тоже не в состоянии назвать лицо, и это очень печально, но оно, по крайней мере, мыслится, а мыслится, - значит, существует.
Учитель.
Тут они устали говорить, замолчали и отдышались, и тогда послышался голос Определенно-личного Предложения.
Ученик. Определенно-личное Предложение.
Я с вами во всем согласно, друзья. Но ради справедливости надо поставить всех на свои места: себя, конечно, на первое место. Ведь только у меня в отношении лица полная определенность. Никаких загадок. Все ясно: это либо говорящий, либо собеседник, и всегда кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю. Мне не приходится в бесконечных сомнениях.
Учитель.
Слуховой диктант. Записать только односоставные о/л предложения.
1.Уходи, зима седая. (Майков). О/л.
2.День был ясный.
3.Выйду к речке на лужок. (Есенин). О/л.
4.Как легко дышится среди сосен.
5.Морозная тишина.
6.Когда идешь в путь, осторожен будь.
Учитель.
Слово просит Неопределенно-личное Предложение.
Ученик. Неопределенно-личное Предложение.
Не уметь сомневаться – это ужасно. Но еще ужаснее – не иметь права выбора. Часто я действительно не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домыслить! И это так интересно! А иногда прекрасно знаю, о ком идет речь, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают. Честно признаюсь, люблю иногда окружить себя легким ореолом загадочности.
Учитель.
Найдите среди предложений н/л, выпишите и докажите свой выбор.
Записано на доске.
1.По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
(А.С.Пушкин)
2.Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края.
(Бунин)
3.Там смеются надо мной. (Есенин) н/л.
4.На пригорке то сыро, то жарко. (А.Фет).
5.Мелколесье. Степь и дали. (Есенин).
6.Вижу, вижу лунный луг.
7.На берегу разожгли костер. Н/л.
(Сказуемое в н/л пр. имеет форму прош.вр. мн.ч., а также форму 3л мн.ч.)
Учитель.
Наконец решило высказаться Обобщенно-личное Предложение.
Ученик. Обобщенно-личное Предложение.
Вы не умеете обобщать. Вот я не открываю рта по пустякам. И если уж заговорю – то обязательно обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать всякие истины. Я слишком увлечено содержанием. Но я вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Так поступают не с каждым.
Учитель.
Скажите, где употребляется обобщенно-личное предложение.
Ученик. Обобщенно-личное предложение употребляется в разговорной и художественной речи для характеристики личных переживаний, чувств, воспоминаний. Их обобщенные значения проявляется в предложениях-пословицах, в предложениях-поучениях, адресованных всем людям вообще.
Например:
1.Бывает зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. (Пришвин).
2.Когда идешь в путь, осторожен будь.
3.Что просеешь, то и пожнешь.
Учитель.
Запишите каждый свой пример.
Проверка.
Учитель.
IV. А теперь проведем тестовую работу по данной теме.
Определите тип односоставного предложения.
1.Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
2.У въезда в усадьбу всегда многолюдно.
3.Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
7.Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.
8.Чужим умом умен не будешь.
9.Ночью холодом веет с земли.
10.Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.
V. Ученики, выполнившие работу, пишут сочинение-миниатюру на тему «Зимним вечером» по данному началу.
Зимний вечер. Как тихо.
VI. Взаимопроверка тестов.
Критерий оценки.
1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибки – «3»
6 и больше – «2»
Чтение вслух лучших сочинений миниатюр.
Резерв.
Работа с текстом.
Знаете ли вы украинскую ноч…? О вы (не) знаете украинской ночи! Всм…тритесь в нее. С середины неба гл…дит месяц. (Не) об…ятный н…бесный свод ра(з,с)дался, ра(з,с)двинулся еще (не) об…ятнее. Г…рит и дыш…т он. Божественная ноч…! Оч…ровательная ноч…!
Вопросы.
1.К какому стилю относится текст?
(к художественному, так как писатель рисует картину украинской ночи)
2.Определите тип речи.
(описание, потому что изображается природа)
3.Определите тему, основную мысль текста. Какое настроение надо передать при выразительном чтении? Почему?
Ученик.
Тема – красота украинской ночи. Основная мысль – передать, донести до читателя красоту украинской ночи, выразить свое отношение к природе, любовь к природе. При выразительном чтении надо передать радостное настроение. Гоголь использует средство выразительности – эпитеты: божественная ночь, очаровательная ночь. Это лексические средства связи. И грамматические средства связи – это вопросительное предложение, восклицательные предложения, односоставные предложения.
VII. Итог урока.
Учитель.
Какую роль играют односоставные предложения в речи?
Ученик.
Односоставные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике.
Подведение итогов. Оценка. Оценочный лист.
Домашнее задание.
Список использованной литературы:
1.Пичугова Ю.С. Русский язык. Практика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
2.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Беленький Г.И. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обучающие: обобщить и систематизировать знания и умения по теме; расширить представление о сфере употребления каждого вида односоставного предложения;
развивающие: содействовать развитию умения использовать односоставные предложения в собственной речи;
воспитывающие: работать над воспитанием эстетического чувства любви к природе.
Оборудование: раздаточный материал, тест.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Целью нашего урока является обобщение, систематизация, проверка знаний, умений и навыков по теме «Односоставные предложения» с использованием тестирования. Начнем работу со словарной разминки.
I. Словарная разминка.
Узнайте слово по его лексическому значению, образуйте словосочетание и запишите его:
а) умение, мастерство, знание, дело (искусство, искусство слова);
в) места вне городов (поля, леса, горы); (природа, русская природа);
г) рисунок, картина, изображающая виды природы (пейзаж, зимний пейзаж);
д) вид, открывающийся с высоты (панорама, великолепная панорама);
е) видимая даль (перспектива, перспектива роста).
Проверим.
Природа, искусство, пейзаж. Эти слова не случайно прозвучали в начале урока, так как в качестве практического материала будут использованы предложения из стихотворений русских поэтов 19 и 20 века о природе.
II. Индивидуальная работа.
Произвести синтаксический разбор предложения.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
(А.С.Пушкин)
III. Фронтальный опрос. Ролевая игра.
Учитель.
Повторить тему нам помогут односоставные предложения, роль которых будут выполнять ребята, им было дано задание в занимательной форме рассказать об односоставных предложениях.
Учитель.
Выслушайте Назывное Предложение. Ему не терпится с вами поговорить.
Ученик.
Позвольте назвать себя: Назывное Предложение! Вы, конечно, сразу догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, то есть сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событий, явлений. Я вокруг вас, на каждом шагу. Ребенок смотрит в окно и кричит: «Снег!», «Вот и зима!» И это я, назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Моя грамматическая основа – подлежащее, но оно так много говорит. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют в поэзии и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны Назывными Предложениями.
Шепот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
(А.Фет)
Диктует предложение
Учитель.
Подчеркните основу. Устно приведите примеры.
Славный снег!
Какая роскошь!
(Случевский)
Повсюду блеск,
Повсюду яркий свет.
(Бунин)
Учитель.
Слово просит Безличное Предложение.
Ученик.
Безличное Предложение.
Все вертится вокруг сказуемого. Если есть сказуемое, то можно рассказать обо всем на свете. Собирать сказуемые – это мое хобби. Но ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвалиться я. Собирать ее мне помогли и инфинитивы, и слова состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значения безличных. Есть в моей коллекции одно совсем особенное слово с неуживчивым характером, слово нет.
Это уникальный экземпляр. Иметь сказуемое очень выгодно. Сразу приобретаешь столько знакомых! И значений у меня столько, что есть из чего выбирать. И я выбираю – смотря по настроению. Выбрав значение, долго и не спеша перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне передать чье-нибудь состояние – пожалуйста, могу, есть у меня сказуемые – слова состояния. Захочется попробовать приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. «Молчать!» - говорю. Или: «Не входить!» Нужно иногда одной побывать. А бывает, такая-то печаль найдет, что попросишь другой инфинитив поработать сказуемым, да и скажешь: «Э – эх, не найти мне счастья!» А отрицательное слово нет возьмет да и поддакнет: «Нет в жизни счастья!» Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовал, но не получается. Действующее активное лицо не могу назвать. А иногда ведь именно того и хочется, чего не умеешь.
Однажды, я попросил одного восьмиклассника: «Переделай ты меня в двусоставное предложение, придумай что-нибудь, подбери никому не нужное подлежащее. Он попробовал. И так меня крутил и этак – до сих пор все кости болят! Так ничего и не вышло. Но я из этого случая пользу извлекло: на ошибках учатся. Вот и я учу теперь всех подряд: не можешь вставить подлежащее – радуйся. Значит, у тебя самое прекрасное предложение получилось – Безличное.
Например: На пригорке то сыро, то жарко. (А.Фет).
Учитель.
Запишите б/л предложения, определите, чем выражено сказуемое.
Светает. (б/л гл.)
Пахнет свежестью. (личн.гл. в б/л знач.)
Мне не спится. (возв.гл. в б/л знач.) сост.чел.
Было тихо, прохладно. (слово состояния) сост.прир.
Проверка.
Учитель.
Давайте подслушаем теперь разговор личных односоставных предложений, так как монолог Безличного Предложения случайно услышали Личные Предложения. Они сразу подняли ужасный галдеж.
Ученик. Личные предложения.
Ах, какая нескромность! И скажут же такое! Протестуем! Мы, конечно, не можем менять сказуемое, как, перчатки, мы привязаны к определенным глагольным формам, но что же плохого в постоянных привязанностях? И хотя каждое из нас – яркая индивидуальность, но ради дела готово пожертвовать собой и просто перестать существовать, превратившись в двусоставное предложение. Мы тоже не в состоянии назвать лицо, и это очень печально, но оно, по крайней мере, мыслится, а мыслится, - значит, существует.
Учитель.
Тут они устали говорить, замолчали и отдышались, и тогда послышался голос Определенно-личного Предложения.
Ученик. Определенно-личное Предложение.
Я с вами во всем согласно, друзья. Но ради справедливости надо поставить всех на свои места: себя, конечно, на первое место. Ведь только у меня в отношении лица полная определенность. Никаких загадок. Все ясно: это либо говорящий, либо собеседник, и всегда кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю. Мне не приходится в бесконечных сомнениях.
Учитель.
Слуховой диктант. Записать только односоставные о/л предложения.
Уходи, зима седая. (Майков). О/л.
День был ясный.
Выйду к речке на лужок. (Есенин). О/л.
Как легко дышится среди сосен.
Морозная тишина.
Когда идешь в путь, осторожен будь.
Учитель.
Слово просит Неопределенно-личное Предложение.
Ученик. Неопределенно-личное Предложение.
Не уметь сомневаться – это ужасно. Но еще ужаснее – не иметь права выбора. Часто я действительно не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домыслить! И это так интересно! А иногда прекрасно знаю, о ком идет речь, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают. Честно признаюсь, люблю иногда окружить себя легким ореолом загадочности.
Учитель.
Найдите среди предложений н/л, выпишите и докажите свой выбор.
Записано на доске.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
(А.С.Пушкин)
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края.
(Бунин)
Там смеются надо мной. (Есенин) н/л.
На пригорке то сыро, то жарко. (А.Фет).
Мелколесье. Степь и дали. (Есенин).
Вижу, вижу лунный луг.
На берегу разожгли костер. Н/л.
(Сказуемое в н/л пр. имеет форму прош.вр. мн.ч., а также форму 3л мн.ч.)
Учитель.
Наконец решило высказаться Обобщенно-личное Предложение.
Ученик. Обобщенно-личное Предложение.
Вы не умеете обобщать. Вот я не открываю рта по пустякам. И если уж заговорю – то обязательно обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать всякие истины. Я слишком увлечено содержанием. Но я вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Так поступают не с каждым.
Учитель.
Скажите, где употребляется обобщенно-личное предложение.
Ученик. Обобщенно-личное предложение употребляется в разговорной и художественной речи для характеристики личных переживаний, чувств, воспоминаний. Их обобщенные значения проявляется в предложениях-пословицах, в предложениях-поучениях, адресованных всем людям вообще.
Например:
Бывает зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. (Пришвин).
Когда идешь в путь, осторожен будь.
Что просеешь, то и пожнешь.
Учитель.
Запишите каждый свой пример.
Проверка.
Учитель.
IV. А теперь проведем тестовую работу по данной теме.
Определите тип односоставного предложения.
Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
У въезда в усадьбу всегда многолюдно.
Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
Страшный треск… Крики…
У нас сорвало обе мачты и все паруса.
Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.
Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.
Чужим умом умен не будешь.
Ночью холодом веет с земли.
Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.
V. Ученики, выполнившие работу, пишут сочинение-миниатюру на тему «Зимним вечером» по данному началу.
Зимний вечер. Как тихо.
VI. Взаимопроверка тестов.
Критерий оценки.
1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибки – «3»
6 и больше – «2»
Чтение вслух лучших сочинений миниатюр.
Резерв.
Работа с текстом.
Знаете ли вы украинскую ноч…? О вы (не) знаете украинской ночи! Всм…тритесь в нее. С середины неба гл…дит месяц. (Не) об…ятный н…бесный свод ра(з,с)дался, ра(з,с)двинулся еще (не) об…ятнее. Г…рит и дыш…т он. Божественная ноч…! Оч…ровательная ноч…!
Вопросы.
К какому стилю относится текст?
(к художественному, так как писатель рисует картину украинской ночи)
Определите тип речи.
(описание, потому что изображается природа)
Определите тему, основную мысль текста. Какое настроение надо передать при выразительном чтении? Почему?
Ученик.
Тема – красота украинской ночи. Основная мысль – передать, донести до читателя красоту украинской ночи, выразить свое отношение к природе, любовь к природе. При выразительном чтении надо передать радостное настроение. Гоголь использует средство выразительности – эпитеты: божественная ночь, очаровательная ночь. Это лексические средства связи. И грамматические средства связи – это вопросительное предложение, восклицательные предложения, односоставные предложения.
VII. Итог урока.
Учитель.
Какую роль играют односоставные предложения в речи?
Ученик.
Односоставные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике.
Подведение итогов. Оценка. Оценочный лист.
Домашнее задание.
Список использованной литературы:
Пичугова Ю.С. Русский язык. Практика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Беленький Г.И. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.