Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр.6 (с. 8).
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
На Земле тысячи языков. У каждого человекаесть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык - значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание. Упр.7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 9).
(Работа в парах.) Упр.10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.
— Спишите стихотворение.
(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)
VIII. Рефлексия
— Какие задания вызвали затруднения?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое речь?
— Что такое язык?
Домашнее задание
Упр. 9 (с. 9). 18
Тема: Текст. Типы текстов
Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— О чём говорит А. И. Куприн?
— Объясните значение выделенных слов.
— Для чего нужен язык?
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его.
Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1) севера, резкий, с, дует, ветер
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она...
Только не сжата полоска одна...
— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)
— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)
— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
• Это много предложений.
• Это предложение, записанное в тетрадь.
• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.
Признаки текста
1. Текст состоит из группы предложений.
2. Предложения расположены в определённой последовательности.
3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).
4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).
5. Текст выражает законченную мысль.
6. Текст имеет название, заголовок.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).
— Прочитайте.
— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)
— О чём говорится в тексте?
— Определите главную мысль текста.
— Какое название подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?
Упр. 12 (с. 12-13).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Определите главную мысль текста.
— Сколько частей в этом тексте? (Три.)
— Почему текст разделён на части?
— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.
— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.
— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.
— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?
- Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?
- Какой текст называется текстом-описанием?
— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
— Какой текст называется текстом-рассуждением?
— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр.13 (с. 13).
(Работа в парах. Проверка.)
— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)
— Докажите.
— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)
— Докажите.
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
2. Работа с текстом
— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Мимо города большого:
Он бежит себе в волнах
Пушки с пристани палят,
Ветер по морю гуляет
Кораблю пристать велят.
Мимо острова крутого,
И кораблик подгоняет;
Кораблю пристать велят.
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Определите тип каждого текста.
Сластёна
Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.
Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.