Конспект урока по теме "Роль языка в жизни человека"
Конспект урока по теме "Роль языка в жизни человека"
Урок русского языка по теме "Роль языка в жизни человека" Цели урока: Образовательная: изучение языка – как средства общения; Развивающая : развитие умения рассуждать по определенной проблеме; Воспитательная : воспитание уважения к родному языку. Ход урока. I. Мотивация учащихся. 1. Приветствие учителя. 2. Создание проблемной ситуации. Проблемный вопрос. Задумывались ли вы над такой проблемой: что такое язык? 3. Сценка 1. Автор. - Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык. Ксанф. - Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? Эзоп. - Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Ксанф. - Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Автор. - Эзоп ушёл и принёс…язык. 3. Беседа. Учитель . Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык. Что такое язык ? Ученики. Язык – это важнейшее средство общения. Учитель.1. Что такое общение? 2. Какие вспомогательные средства общения? 3. Почему язык- важнейшее средство общения? Учащиеся. 1 Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками. 2. Поза тела, мимика, жесты, походка. 3.Язык, в отличие от других средств общения, таких, как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющие вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, о горе. Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих языком. Учитель. Рассмотрим новые аспекты проблемы. Как связаны язык и мышление? Какова роль языка в жизни общества? Учитель. Открываем учебники на странице 117 и читаем III и IV абзацы, записываем тезисы по этим абзацам. Учащиеся делают записи. Затем зачитывают собственные материалы по проблеме. Учащиеся. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности. Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало не только совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т.е. развитию человеческого общества. Словарная диктовка. Все учащиеся выполняют задание. Один ученик пишет диктовку на доске, затем выполняет индивидуальное задание- делает разбор двух предложений по членам предложения.(Определение простого и сложного предложения). Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Учитель. Теперь следующий аспект проблемы. – Какие формы языка здесь называются? Учащиеся. Устная форма языка и письменная. Учитель. Какая форма возникла раньше? Учащиеся. Устная форма языка возникла раньше письменной. Учитель. Как это доказать? Учащиеся. Это доказывает существование фольклора. Учитель. Какая форма языка удобнее? Учащиеся. Форма использования языка определяется жизненными обстоятельствами ? Учитель. Мы уже говорили о том, что язык связан с развитием общества. Выполняем устно упражнение 261, стр.121 учебника. Для справок используйте страницы 117-118 учебника. Учащиеся. Все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Все славянские языки образовались и развивались под влиянием своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических условий. Наибольшее сходство с русским имеют украинский и белорусский языки, т.к. составляют особую группу славянских языков- восточнославянскую. Учитель. Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык. Самостоятельная работа. Читаем III часть двадцатого параграфа, а затем выполняем упражнение 262 с последующей взаимопроверкой.( соседи по парте обмениваются тетрадями при проверке и оценивают работу). Закрепление. Учитель. Групповая работа. Образуйте 2 команды. 1 команда делает задание по карточке. Определите старославянизмы в данных ниже словах, вставьте пропущенные буквы. Объясните,почему вы сделали такой вывод. Древо-дерево Растение- росток Гражданин – горожанин Чуждый – чужой Невежда- невежа Враг – ворог Глас – голос Влачиться – волочиться Освещать – свеча Плен – полон 2 команда. Учащиеся выполняют устно задание. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Анчар». Найдите в нем старославянизмы. С какой целью их использует поэт? Затем учащиеся 1 группы объясняют правописание старославянских слов и их отличие от русских слов. Учащиеся 2 группы говорят о старославянизмах из стихотворения « Анчар» и их особой эмоциональной окраске. Учитель.Сделайте,пожалуйста, вывод о роли русского языка. Учащиеся. Вывод. Язык – является важнейшим средством человеческого общения. С помощью языка можно передавать любую информацию. С развитием языка развивается мышление человека. Язык же развивается, следуя за развитием общества. Учитель. В завершение урока я хотела бы привести следующие строки: Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык! С. Абдулла (узбекский поэт) IV. Дифференцированное домашнее задание. 1 группа учащихся- Составить развернутый план двадцатого параграфа. 2 группа учащихся - Напишите миниатюру (3-5 предложений) на тему «Значение слова в жизни человека». Урок русского языка по теме "Роль языка в жизни человека" Цели урока: Образовательная: изучение языка – как средства общения; Развивающая : развитие умения рассуждать по определенной проблеме; Воспитательная : воспитание уважения к родному языку. Ход урока. I. Мотивация учащихся. 1. Приветствие учителя. 2. Создание проблемной ситуации. Проблемный вопрос. Задумывались ли вы над такой проблемой: что такое язык? 3. Сценка 1. Автор. - Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык. Ксанф. - Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? Эзоп. - Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Ксанф. - Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Автор. - Эзоп ушёл и принёс…язык. 3. Беседа. Учитель . Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык. Что такое язык ? Ученики. Язык – это важнейшее средство общения. Учитель.1. Что такое общение? 2. Какие вспомогательные средства общения? 3. Почему язык- важнейшее средство общения? Учащиеся. 1 Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками. 2. Поза тела, мимика, жесты, походка. 3.Язык, в отличие от других средств общения, таких, как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющие вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, о горе. Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих языком. Учитель. Рассмотрим новые аспекты проблемы. Как связаны язык и мышление? Какова роль языка в жизни общества? Учитель. Открываем учебники на странице 117 и читаем III и IV абзацы, записываем тезисы по этим абзацам. Учащиеся делают записи. Затем зачитывают собственные материалы по проблеме. Учащиеся. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности. Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало не только совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т.е. развитию человеческого общества. Словарная диктовка. Все учащиеся выполняют задание. Один ученик пишет диктовку на доске, затем выполняет индивидуальное задание- делает разбор двух предложений по членам предложения.(Определение простого и сложного предложения). Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Учитель. Теперь следующий аспект проблемы. – Какие формы языка здесь называются? Учащиеся. Устная форма языка и письменная. Учитель. Какая форма возникла раньше? Учащиеся. Устная форма языка возникла раньше письменной. Учитель. Как это доказать? Учащиеся. Это доказывает существование фольклора. Учитель. Какая форма языка удобнее? Учащиеся. Форма использования языка определяется жизненными обстоятельствами ? Учитель. Мы уже говорили о том, что язык связан с развитием общества. Выполняем устно упражнение 261, стр.121 учебника. Для справок используйте страницы 117-118 учебника. Учащиеся. Все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Все славянские языки образовались и развивались под влиянием своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических условий. Наибольшее сходство с русским имеют украинский и белорусский языки, т.к. составляют особую группу славянских языков- восточнославянскую. Учитель. Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык. Самостоятельная работа. Читаем III часть двадцатого параграфа, а затем выполняем упражнение 262 с последующей взаимопроверкой.( соседи по парте обмениваются тетрадями при проверке и оценивают работу). Закрепление. Учитель. Групповая работа. Образуйте 2 команды. 1 команда делает задание по карточке. Определите старославянизмы в данных ниже словах, вставьте пропущенные буквы. Объясните,почему вы сделали такой вывод. Древо-дерево Растение- росток Гражданин – горожанин Чуждый – чужой Невежда- невежа Враг – ворог Глас – голос Влачиться – волочиться Освещать – свеча Плен – полон 2 команда. Учащиеся выполняют устно задание. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Анчар». Найдите в нем старославянизмы. С какой целью их использует поэт? Затем учащиеся 1 группы объясняют правописание старославянских слов и их отличие от русских слов. Учащиеся 2 группы говорят о старославянизмах из стихотворения « Анчар» и их особой эмоциональной окраске. Учитель.Сделайте,пожалуйста, вывод о роли русского языка. Учащиеся. Вывод. Язык – является важнейшим средством человеческого общения. С помощью языка можно передавать любую информацию. С развитием языка развивается мышление человека. Язык же развивается, следуя за развитием общества. Учитель. В завершение урока я хотела бы привести следующие строки: Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык! С. Абдулла (узбекский поэт) IV. Дифференцированное домашнее задание. 1 группа учащихся- Составить развернутый план двадцатого параграфа. 2 группа учащихся - Напишите миниатюру (3-5 предложений) на тему «Значение слова в жизни человека».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Роль языка в жизни человека"»
Урок русского языка по теме "Роль языка в жизни человека"
Цели урока:
Образовательная: изучение языка – как средства общения;
Развивающая : развитие умения рассуждать по определенной проблеме;
Воспитательная : воспитание уважения к родному языку.
Ход урока.
I. Мотивация учащихся.
1. Приветствие учителя .
2. Создание проблемной ситуации.
Проблемный вопрос . Задумывались ли вы над такой проблемой: что такое язык?
3. Сценка 1 .
Автор.
- Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык.
Ксанф.
- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?
Эзоп.
- Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
Ксанф.
- Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь.
Автор.
- Эзоп ушёл и принёс…язык.
3. Беседа .
Учитель . Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык. Что такое язык ?
Ученики . Язык – это важнейшее средство общения.
Учитель .1. Что такое общение?
2. Какие вспомогательные средства общения?
3. Почему язык- важнейшее средство общения?
Учащиеся. 1 Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками.
2. Поза тела, мимика, жесты, походка.
3.Язык , в отличие от других средств общения, таких , как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющие вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, о горе.
Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих языком.
Учитель. Рассмотрим новые аспекты проблемы. Как связаны язык и мышление?
Какова роль языка в жизни общества?
Учитель. Открываем учебники на странице 117 и читаем III и IV абзацы, записываем тезисы по этим абзацам.
Учащиеся делают записи. Затем зачитывают собственные материалы по проблеме.
Учащиеся . В словах , словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности.
Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало не только совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т.е. развитию человеческого общества.
Словарная диктовка. Все учащиеся выполняют задание .
Один ученик пишет диктовку на доске , затем выполняет индивидуальное задание- делает разбор двух предложений по членам предложения .(Определение простого и сложного предложения).
Задумывались ли вы над тем , что такое язык? Один человек говорит , другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.
Учитель. Теперь следующий аспект проблемы. – Какие формы языка здесь называются?
Учащиеся. Устная форма языка и письменная.
Учитель. Какая форма возникла раньше?
Учащиеся. Устная форма языка возникла раньше письменной.
Учитель. Как это доказать?
Учащиеся . Это доказывает существование фольклора.
Учитель. Какая форма языка удобнее?
Учащиеся. Форма использования языка определяется жизненными обстоятельствами ?
Учитель. Мы уже говорили о том , что язык связан с развитием общества.
Для справок используйте страницы 117-118 учебника.
Учащиеся. Все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Все славянские языки образовались и развивались под влиянием своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических условий. Наибольшее сходство с русским имеют украинский и белорусский языки, т.к. составляют особую группу славянских языков- восточнославянскую.
Учитель. Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык.
Самостоятельная работа.
Читаем III часть двадцатого параграфа , а затем выполняем упражнение 262 с последующей взаимопроверкой.( соседи по парте обмениваются тетрадями при проверке и оценивают работу).
Закрепление.
Учитель. Групповая работа. Образуйте 2 команды. 1 команда делает задание по карточке.
Определите старославянизмы в данных ниже словах, вставьте пропущенные буквы. Объясните ,почему вы сделали такой вывод.
Древо-дерево
Растение- росток
Гражданин – горожанин
Чуждый – чужой
Невежда- невежа
Враг – ворог
Глас – голос
Влачиться – волочиться
Освещать – свеча
Плен – полон
2 команда.
Учащиеся выполняют устно задание. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» . Найдите в нем старославянизмы. С какой целью их использует поэт?
Затем учащиеся 1 группы объясняют правописание старославянских слов и их отличие от русских слов.
Учащиеся 2 группы говорят о старославянизмах из стихотворения « Анчар» и их особой эмоциональной окраске.
Учитель .Сделайте ,пожалуйста, вывод о роли русского языка.
Учащиеся. Вывод. Язык – является важнейшим средством человеческого общения. С помощью языка можно передавать любую информацию. С развитием языка развивается мышление человека. Язык же развивается , следуя за развитием общества.
Учитель. В завершение урока я хотела бы привести следующие строки:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
С. Абдулла (узбекский поэт)
IV. Дифференцированное домашнее задание.
1 группа учащихся- Составить развернутый план двадцатого параграфа.
2 группа учащихся - Напишите миниатюру (3-5 предложений) на тему «Значение слова в жизни человека».